01 марта 2021 03:16

01 марта 2021 03:16

Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: архив Анатолия Корчагина

Триста звонков за одну минуту

Коллектив рационализаторов Красноярской дирекции связи разработал и внедрил цифровую систему оповещения Asterisk, аналогов которой нет на сети дорог. Разработка внедрена и успешно применяется в Красноярской дирекции аварийно-восстановительных средств.
Asterisk — свободное решение компьютерной телефонии с открытым исходным кодом, то есть с возможностью самостоятельной модернизации. Другими словами, это программная телефонная станция с неограниченными возможностями.

До внедрения Asterisk на дороге использовалась система циркулярного вызова (СЦВ). Она выполняла ту же функцию: обзвон абонентов, загруженных в базу в случае чрезвычайной ситуации. Но скорость и качество были несравнимы с решением, предложенным красноярскими связистами. Проект на стадии внедрения дорабатывался методом мозгового штурма.

Реализацией занимался заместитель начальника отдела управления сети связи дирекции Юрий Лыков. Он написал две программы, которые осуществляют вызов абонентов и контролируют процесс.

‒ Доступ к управлению осуществляется посредством веб-браузера, ‒ объясняет участник разработки, первый заместитель начальника Красноярского регионального центра связи Денис Сонин. – В базу загружены данные абонентов (фамилия, имя и номера телефонов), которым поступает звонок в случае ЧС. Списки можно дополнять и корректировать. Пользователь, например, дежурный восстановительного поезда, получает сигнал о том, что произошла авария и набирает номер телефона с добавочной комбинацией цифр для исключения случайного набора. Эта комбинация, по сути и есть «зашитый» код доступа к программе, и запуск обзвона. Система имеет порядка 300 соединительных линий с общетехнологической телефонной сетью. Это значит, что одновременно «Астериск» звонит сразу трём сотням абонентов и всего за минуту может оповестить о происшествии всех причастных руководителей подразделений и спасателей.

Прежняя система СЦВ могла звонить одновременно только пяти абонентам в минуту, а значит, обзвон 300 человек занял бы как минимум час. Кроме того, СЦС иногда «зависала» и работала только с определённым программным продуктом.

«Астериск» же звонит каждому абоненту семь раз, фиксирует факт дозвона, включает звуковой файл, который поясняет, что произошло и куда надо явиться. Например: «Прибыть на восстановительный поезд станции Саянская. Назовите своё имя и время получения сигнала». После чего записывает ответ абонента. Таким образом система позволяет отслеживать количество оповещённых.

‒ Дежурный по восстановительному поезду получает звонок от поездного диспетчера, запускает программу, и она автоматически начинает обзванивать работников поезда, ‒ делится впечатлениями заместитель начальника Красноярской дирекции аварийно-восстановительных средств Вадим Колбин. ‒ Все номера внесены в базу. Если человек спит, система будет звонить, пока он не возьмёт трубку, а потом запишет ответ. Поэтому при разборе мы слышим запись и уверены, что человек получил сообщение и отреагировал на него. Это экономит время, которое наши сотрудники используют на подготовку поезда к отправлению, ведь в таких ситуациях на счету каждая минута.

Новая система может использоваться не только для нужд дирекции аварийно-восстановительных средств.

‒ Мы можем автоматизировать процесс оповещения и доработать систему под особенности производственных процессов, например, соответствующих специфике работы путейцев или энергетиков, ‒ отмечает Денис Сонин.

Справка "КЖ"
Название проекта произошло от названия символа «*» (англ. asterisk — «звёздочка»). Asterisk в комплексе с необходимым оборудованием обладает всеми возможностями классической АТС, поддерживает множество VoIP-протоколов. Благодаря применению этой технологии диапазон обзвона стал шире.
Дарья Кот