11 мая 2021 19:36

11 мая 2021 19:36

фото: архив "КЖ"

Подвиги Всесоюзной стройки

55 лет назад, 20 декабря 1965 года, состоялось официальное открытие движения на «трассе мужества»

В Центральном музее железнодорожного транспорта России в Санкт-Петербурге в декабре открылась выставка «Абакан – Тайшет – «трасса мужества», посвящённая 55-летию ввода в эксплуатацию этой линии. В создании выставки приняли участие Государственный музей современной истории России и подразделение по сохранению исторического наследия Красноярской железной дороги.
Дорогу нарекли «трассой мужества» молодые строители-комсомольцы, которые приехали на Всесоюзную стройку со всех уголков страны. Ведь им пришлось пройти по труднопроходимым местам сибирской тайги, пересечь непокорные Саяны, разрезанные бурными, порожистыми реками.

– Три имени, как три звезды вдохновляли строителей железной дороги на трудовые подвиги. Фотографии первых изыскателей: Александра Кошурникова, Алексея Журавлёва и Константина Стофато висели в каждой палатке, в каждой комнате участников строительства. В суровом 1942 году изыскательская экспедиция Александра Кошурникова совершила героический трудовой подвиг. В год празднования Великой Победы для нас особенно важно вспомнить эти имена, – подчеркнул директор музея Владимир Мителенко.

Для создания выставки были изучены и собраны материалы и документы, рассказывающие об экспедиции Кошурникова и о ходе строительства в 1958–1965 годы.

Куратор выставки, научный сотрудник музея Зиля Нигматзянова рассказала:

– В экспозиции можно увидеть и познакомиться с подлинными предметами из фонда Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации: личные фотографии легендарного изыскателя Александра Кошурникова; уникальные альбомы с фотоотчётами о строительных работах на линии Абакан – Тайшет; специальный выпуск газеты «Красноярский рабочий», посвящённый завершению строительства трассы, переданный в музей строителем центрального участка линии, служившим в те годы в железнодорожных войсках.

Впервые посетители музея смогут увидеть копии всех страниц дневника Александра Кошурникова, предоставленные Государственным музеем современной истории России и полистать копию редкого документального фотоальбома «Летопись трудовой славы строителей линии Абакан – Тайшет», предоставленный музеем истории Красноярской железной дороги.

Летопись этой стройки началась в 1942 году, когда шли тяжёлые оборонительные бои под Сталинградом. В стране продолжались работы по проектированию и строительству новых железных дорог. Сибирский государственный проектно-изыскательский институт «Сибгипротранс» по заданию правительства приступил к проектированию участка Абакан – Тайшет, завершающего Южно-Сибирскую магистраль.

Рассматривалось два направления трассы: на Тайшет и на Нижнеудинск. Главным инженером проекта и начальником изыскательской экспедиции назначили Александра Кошурникова. Он считал Нижнеудинское направление наиболее перспективным. 5 октября из посёлка Верх-Гутара Нижнеудинского района вышла одна из партий экс­педиции в составе трёх человек: Александр Кошурников, Алексей Журавлёв и Константин Стофато. Предстояло пройти через сложные и опасные участки Саянских гор, используя неточные карты 1909 года. Партия 13 октября дошла до реки Казыр, а далее на плотах сплавлялась вниз по течению. Бурная, порожистая, со скалистыми берегами река ломала плоты изыскателей, затрудняя движение отряда.

К концу октября закончилось продовольствие, возникли проблемы с одеждой, наступили холода. Изыскатели мужественно продолжали работу по исследованию местности, но 2 ноября произошла катастрофа, о чём свидетельствует последняя запись в дневнике Александра Кошурникова: «3 ноября. Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю. Вчера произошла катастрофа. Погибли Костя и Алёша. Плот задёрнуло под лед, и Костя сразу ушёл вместе с плотом. Алёша выс­кочил на лёд и полз метров 25 по льду с водой. К берегу добраться помог ему я, но вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Передвигаюсь ползком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, сегодня замёрзну».

Изыскатели прошли 180 километров, до населённого пункта оставалось 52 километра. Поисковые отряды безуспешно искали пропавших. 4 октября 1943 года рыбаки обнаружили останки Александра Кошурникова и его дневник. Начальник экспедиции вёл записи, отмечая всё важное для строительства будущей трассы: «Террасы, каменные отложения, левый берег Казыра удобнее для трассирования»; «Бачуринская шивера – лёгкий порог, проходимый в любую воду на плотах и лодках. Идти нужно под правым берегом, там прямой слив без камней».

Имена мужественных первопроходцев Кошурникова, Журавлёва и Стофато были увековечены в названиях станций на линии Абакан – Тайшет, а также улиц Новосибирска, Томска, Абакана, Минусинска и нескольких сибирских посёлков.

В декабре 1942 года Александра Кошурникова заменил Евгений Алексеев – именно он принял решение выбрать Тайшетское направление. Но в 1943–1948 годах проектные работы были приостановлены и возобновились только в 1952 году, когда проектный институт «Ленгипротранс» произвёл аэрофотосъёмку территории, институт «Сибгип­ротранс» провёл наземные привязочные работы по новым данным. Более двух тысяч километров линии обследовано непосредственно на местности.

В апреле 1958 года XIII съезд ВЛКСМ объявил строительство трассы Абакан – Тайшет Всесоюзной ударной стройкой. По комсомольским путёвкам сюда приехало свыше 35 тысяч юношей и девушек.

Строительство велось силами трёх организаций: западный участок – управление «Абаканстройпуть», центральный – подразделение 17-й и 19-й отдельных бригад железнодорожных войск, восточный – управление «Ангарастрой».

Строительство западного участка началось с возведения моста через реку Абакан. На перегоне Джебь – Щетинкино построен Козинский виадук – самый высокий в СССР. На трассе протяжённостью 647 км было возведено 725 искусственных сооружений, среди них: 258 мостов, 5 виадуков и 9 тоннелей общей длиной 10 километров. Впервые в практике сооружения больших мостов была применена блочная конструкция опор. Манский тоннель длиной 2487 м на момент постройки стал самым протяжённым в Азии.

Железнодорожная линия была построена однопутной с двухпутными вставками, включала 44 станции и 20 разъездов. Благодаря её строительству в Сибири появились новые населённые пункты.

В 1958 году было принято постановление правительства СССР «О генеральном плане электрификации железных дорог». Линия Абакан – Тайшет первой в истории железнодорожного транспорта СССР вступила в строй сразу на электрической тяге переменного тока.

По первоначальному проекту 1954 года дорога была рассчитана на паровозную тягу, затем в 1957 году принято решение о применении тепловозов. В 1960–1962 годы проект линии был переработан в связи с началом широкого энергетического строительства в Сибири уже с расчётом на электрическую тягу. Начать электрификацию сибирских железных дорог было поручено выдающемуся руководителю Борису Саламбекову, который в трудные годы Великой Отечественной войны был начальником Октябрьской железной дороги. В 1959 году он возглавил Красноярскую железную дорогу, которая в 1960 году была включена в состав Восточно-Сибирской. Он освоил дополнительную железнодорожную специальность – инженер-электромеханик дорожного хозяйства, получив диплом о высшем образовании во Всесоюзном заочном институте инженеров железнодорожного транспорта.

В локомотивные депо пришли первые электровозы серии Н60, ВЛ60, позже ВЛ60к и ВЛ80р, локомотивные бригады прошли обучение на курсах повышения квалификации.

Меньше чем за два года были проведены электромонтажные работы. Всего смонтировали 27 трансформаторных подстанций, проложили 80 километров кабельных линий, установили контактные опоры. Электромонтажные поезда №705 и №706 Всесоюзного ордена Ленина треста «Трансэлектромонтаж» выполнили весь комплекс работ по электрификации. Была внедрена система диспетчерской централизации, которая обеспечивала безопасность движения поездов. Участок Абакан – Тайшет был оборудован тремя системами высокочастотной телефонной связи, по которой 48 абонентов одновременно могли связываться с любой точкой Восточно-Сибирской железной дороги. Магистраль также была обеспечена высокомеханизированными путевыми и машинными станциями. В Тайшете построена крупная внеклассная сортировочная станция.

9 декабря 1965 года председатель Государственной комиссии Александр Головатый подписал акт о сдаче в постоянную эксплуатацию электрифицированной железнодорожной линии Абакан – Тайшет.

А 20 декабря 1965 года состоялось официальное открытие движения на «трассе мужества». Из Абакана и Тайшета навстречу друг другу вышли два поезда «Байкал» и «Енисей». На следующий день на станции Саянская они встретились, состоялся торжественный митинг.

Весной 1966 года за самоотверженный труд сотни строителей трассы были награждены правительственными и ведомственными наградами. Всего ордена и медали получили 745 строителей, пяти участникам стройки присвоено звание Герой Социалистического Труда. Министерство транспортного строительства СССР учредило памятный значок «Абакан – Тайшет», который вручили 25 тысячам лучшим строителям. Посмертно были награждены Александр Кошурников – орденом Ленина, Алексей Журавлёв и Константин Стофато – орденами Трудового Красного Знамени.

Большое значение имел опыт, приобретённый железнодорожными строителями в условиях сложнейшей трассы. Эстафету подхватили строители Байкало-Амурской магистрали.
Благодаря введению в строй линии Абакан – Тайшет на 270 километров сократился путь по Южно-Сибирской магистрали.

Сегодня на этом участке вновь ведётся строительство. Увеличение его пропускных способностей играет важную роль в деятельности Красноярской магистрали, всего Восточного полигона железных дорог России и в жизни Западной и Восточной Сибири в целом.
Иван Рыжов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31