08 мая 2021 18:45

08 мая 2021 18:45

фото: архив «КЖ»

С «трассы мужества» на БАМ

Ветераны двух великих железнодорожных строек поделились своими воспоминаниями

Со строительством линии Абакан – Тайшет связаны судьбы и многих ветеранов Байкало-Амурской магистрали.
В региональном отделении организации строителей БАМа, которая создана при городском Совете ветеранов Красноярска, состоят многие из тех, на чей век выпало строить путь железный и на «трассе мужества».

– Это в основном работники организаций, которые к 1974 году были передислоцированы с этой стройки по её завершению, – рассказывает один из активистов Красноярского отделения ветеранов БАМа Александр Зяблицев. – Так, со станции Бирюса, которую эксплуатационники переименовали в Тагул, на БАМ был перемещён строительно-монтажный поезд №288, а мостоотряд №5 переехал туда из Абакана. И таких трудовых коллективов было немало.

Мосты на центральном участке дороги Абакан – Тайшет сооружал 105-й отдель­ный мостовой ба­тальон железнодорожных войск, в котором служил Владислав Панкратов – сегодня ещё один из участников ветеранского движения бамовцев. Сейчас он пишет свои заметки о строительстве «трассы мужества», в которых отражены как факты общеизвестные, так и уникальные воспоминания о людях и событиях.

Как известно, идея строительства линии через Саянские горы появилась ещё в середине XIX века. Но проектирование дороги началось только в 1935 году и активизировались с началом Великой Отечественной войны. В октябре 1942 года велись изыскания варианта прокладки трассы на Нижнеудинск. Трагична судьба экспедиции во главе с инженером Александром Кошурниковым и его товарищами. Вся страна узнала о них из записки, которую руководитель отряда написал, замерзая в последние секунды своей жизни.

Проект дороги был утверждён только в 1959 году, а само строительство 647 км путей было поручено трём основным подрядчикам. Западный участок (0­–250 км) отдали тресту «Абакантрансстрой», восточный (481–647 км) – тресту «Ангар­строй». А центральный участок трассы, пролегавший по наиболее трудной горно-таёжной местности, пересекавший хребет Восточных Саян, строили две бригады четвёртого железнодорожного корпуса. Первым из них руководил полковник Иван Матвейков, а вторым – полковник Иван Егорушкин. Между этими двумя бригадами центральная часть строящейся магистрали разделялась на два участка. На запад от будущей станции Саянской вели работы подчинённые полковника Матвейкова, а на восток – полковника Егорушкина.

Основные работы на трассе развернулись ранней весной 1959 года. Центром управления основных сил была избрана будущая станция Саянская. Дорог к ней не было. И потому строительство 56-километровой ветки, соединяющей трассу с Транссибирской магистралью, стало первоочередной задачей. Одновременно железнодорожные подразделения вступили в действие на главном направлении.

– Моя биография инженера-строителя мостов началась с этой стройки. По окончании в 1959 году Московского института инженеров железнодорожного транспорта мне в числе пяти студентов факультета «Мосты и тоннели» присвоили воин­ское звание «лейтенант» и направили на службу в железнодорожные войска, – рассказывает свою историю Владислав Панкратов.

– Прибыл я в посёлок Кой, где дислоцировался 105-й Отдельный мостовой железнодорожный батальон. Задача – строительство сооружений на участке Отроги – Кой – Хабайдак – Мана. В 1960–1961 годах шло строительство инженерных сооружений: малых мостов и труб. Наиболее трудными были три железобетонных моста длиной более 100 метров через реку Мана.

В 1962–1963 годах возводились металлические мосты схемой 3х55 через Кан и Агул. Монтаж пролётов «на заклёпках» шёл круглосуточно на высоте до 25 метров.

«Трасса мужества» была действительно всенародной стройкой. Металлурги Нижнего Тагила и Новокузнецка обеспечивали её рельсами, Муромский и Новосибирский заводы – стрелочными переводами, Омск – мостовыми металлоконструкциями.

В декабре 1965 года первая железная дорога в СССР, электрифицированная сразу во время строительства и оборудованная всеми новейшими средствами автоматизации управления, была введена в постоянную эксплуатацию.

Фактически содружество «Абакан­стройпути» и 19-й отдельной железнодорожной бригады, а также строительного треста «Ангарский» и 17-й отдельной железнодорожной бригады стало первым опытом совместного использования в транспортном строительстве Советского союза подрядных гражданских организаций и специализированных воинских частей.

– С особой теплотой я вспоминаю сослуживцев по батальону – командиров рот Николая Попова, Михаила Васильева и многих командиров взводов. Многие получили государственные награды. И мне в этот период вручили мою первую медаль «За трудовую доблесть». У всех нас сформировалась гордость за наши железнодорожные войска, которые в мирное время вносят большой вклад в экономику страны, – завершает вспоминать ветеран.
Марина Иванова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31