07 мая 2021 20:09

07 мая 2021 20:09

фото: архив Анатолия Зверягина

Как у Гайдара в «Горячем камне»

Анатолий Зверягин – человек не публичный. О нём вы не найдёте упоминаний ни в одной газете. Но развитие железной дороги, на которой он отработал 44 года, не обошлось без его участия.
Его отец увёз семью после войны в верховья реки Онон в Читинской области. Трудился в артели, которая добывала олово.Мать была домохозяйкой.

– Вспоминаю картину, которая врезалась мне в память с 18 лет. Мост. Река. Лето. Мчится паровоз. С восхищением смотрел я на это, эмоции меня переполняли, – рассказывает ветеран. – Тогда и решил, что буду железнодорожником. В 1957 году обучился на помощника машиниста в железнодорожном училище на станции Зима. Первый год мы учились на помощников машинистов паровоза, а дальше уже пошли электровозы. Получил диплом с отличием. От Зимы до Тулуна мы водили сборные поезда. Вагоны с разным грузом – лесом, пшеницей, углем – приходили на станцию, и уже в Зиме их формировали в поезда по направлениям.

В 1961 году Анатолий Зверягин стал работать помощником машиниста. Очень гордится, что первый поезд с электровозом ВЛ-60, с которым «на холодную» (в обесточенном состоянии) делали обкатку контактной сети, вёл собственноручно. А с электровозом ВЛ-22м пассажирские поезда провели свои первые поездки уже при поднятом пантографе, когда элек­троснабжение заработало в полную силу.

В 1962 году наш герой поступил в Хабаровский институт железнодорожного транспорта на инженера-электромеханика. После окончания вуза попросился в локомотивное депо Боготол. Там довелось поработать под руководством заместителя начальника депо Станислава Бутенко, трудился в должности старшего мастера периодического ремонта. В конце 1969-го года в службе локомотивного хозяйства стал старшим инженером лаборатории надёжности в Иркутске.

– Мы с супругой Александрой Витальевной только поженились. Надо было устраивать быт. Поэтому подумали и в 1970 году поехали работать в Междуреченск, где было в те времена очень хорошее снабжение. Я стал старшим мастером периодического ремонта в локомотивном депо. На второй день меня там спросили: «Почему именно на наше предприятие пришёл?» Ведь у них за пять лет до меня в той же должности сменилось 17 человек.

Условия были сложными. Но наш герой работы не боялся. Зимой локомотивам требовалось в рабочее время несколько часов, чтобы оттаять, только потом в сырости и слякоти начинался ремонт. Приходилось постоянно задерживаться на работе до восьми-девяти часов вечера. Так трудиться готов был не каждый.

– А мне нравилась эта работа, – признаётся железнодорожник. – И буквально через год я стал главным инженером в этом депо. Добился, чтобы в Междуреченске делали и большой периодический ремонт. Опыта у меня к тому времени было достаточно, поэтому руководство прислушалось к моей просьбе, и нам разрешили делать все ремонтные работы, не отправляя для этого локомотивы в Боготол и Красноярск.

Позже возникла подобная проблема и с электропоездами. Качественный ремонт до этого им обеспечить могли только в Красноярске, но Зверягин смог добиться, чтобы механики и электрики ремонтировали электрички прямо в Междуреченске, за исключением работ по высоковольтной части.

– В Абакан мы переехали в 1975-м году. Тогда Абаканское отделение ещё относилось к Восточно-Сибирской дороге, – вспоминает Анатолий Михайлович. – Начальником локомотивного отдела был Иван Опрышко, а меня назначили его заместителем. Через четыре года Абаканское отделение стало относиться к Красноярской дороге. Тогда меня назначили начальником планово-экономического отдела.

Специального образования для этого он не имел, но с работой справлялся хорошо. По вопросам компенсации за пригородное сообщение приходилось постоянно встречаться с главами районов. А в 1986-м его избрали председателем Абаканс­кого райпрофсожа. После принятия тарифного соглашения в 1987 году роль профсоюзов значительно возросла.

– При моём непосредственном участии для железнодорожников заработал санаторий с родоновыми источниками на станции Туманный. Отмечу, что без моей супруги Александ­ры Витальевны, которая всегда поддерживала меня и много времени отдавала воспитанию детей, я бы не состоялся как профессионал. Большое ей спасибо за терпение и внимание! О жизни своей могу сказать словами героя рассказа Аркадия Гайдара «Горячий камень». Там мальчишки узнали, что жизнь можно заново прожить, если на гору закатить огромный камень и пустить его с горы, чтоб разбился. И решили сделать такое доброе дело для старенького деда. Закатили тяжёлый камень, а когда позвали деда разбить его, тот сказал им: «Нет, ребята, я не хочу заново проживать и менять свою жизнь – она удалась, и я в ней по-своему состоялся».

Почётный железнодорожник, Заслуженный работник транспорта Республики Хакасия, ему есть что вспомнить и чем гордиться. А ещё Анатолий Михайлович много лет занимался лыжным спортом, около десяти лет назад освоил горные лыжи. В прошлом году в свои 80 лет с удовольствием покорял трассы различной сложности. Его жизнелюбию может позавидовать нынешняя молодёжь, для которой он является примером высокого профессионализма и активности.
Александра Бобкова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31