18 января 2021 00:36

18 января 2021 00:36

фото: пресс-служба КрасЖД

Железный первопроходец

125 лет назад в Красноярск прибыл первый поезд

Первый официальный поезд прибыл в Красноярск 6 декабря 1895 года. Он преодолел более 500 вёрст пути из Томска и открыл железнодорожную эру на берегах Енисея.
Паровоз-первопроходец принадлежал к серии «Р» – такие локомотивы в обиходе назывались «русаками» и встречались в ту пору на многих железных дорогах страны.

Несмотря на «резвое» прозвище, на дорогу до Красноярска поезд потратил пять суток – скорости в ту пору на Транссибирском пути были невелики. Да и сама магистраль ещё только строилась.

Красноярский участок в тот момент был восточным окончанием Транссиба, и лишь несколько лет спустя рельсовые пути пошли дальше – на Иркутск, Читу, Владивосток.

Под Ачинском, например, полотно Транссиба вовсе прерывалось – мост через Чулым на тот момент ещё не построили. Через реку была наведена ледовая переправа, и пассажиры перед рекой обязаны были покидать поезд и переходить Чулым пешком.

3-4.jpg

На «Русаке» в Красноярск приехали начальник седьмого участка Средне-Сибирской железной дороги Салин, инженер Яворский (руководивший укладкой рельсового пути), а также другие инженеры и рабочие, осуществлявшие строительство дороги на территории губернии. Всего набралось 20 вагонов дорогих гостей.

Встречать первый поезд пришли многие красноярцы.

«Ещё задолго до прибытия поезда народ стал собираться, и к трём часам едва ли не более половины населения города толпилось и двигалось в ожидании», – писала газета «Енисей».

Официально поезд, к слову, должен был прибыть к двум часам. Но опоздание «Русаку» простили. Тем более, что было оправдание: перед въездом в город паровоз остановили, чтобы украсить. По свидетельствам очевидцев, переднюю его платформу почти невозможно было увидеть из-за обилия покрывающих её гирлянд и национальных флагов.

Дата 6 декабря была выбрана не случайно – это был день именин императора Николая II. Так что после торжественных речей первым делом в адрес государя была отправлена телеграмма, в которой указывалось, что «прибыл в Красноярск по окончательно устроенному железнодорожному пути первый поезд, по случаю чего в присутствии губернатора и местного настоятеля совершено было благодарственное молебствие о здравии и благоденствии Вашего Императорского Величества и Всего Августейшего Дома».

И лишь по совершении этого важнейшего дела все участники встречи перешли, наконец, к более весёлым и менее официальным пунктам протокола. В городе были организованы гуляния, а строителей дороги пригласили на торжественный обед с шампанским и танцами. Сама же станция Красноярск на тот момент выглядела вот как: имелся на ней один железнодорожный путь, и заканчивалось строительство вокзала. Вокзал был спроектирован сибирским архитектором Николаем Соловьёвым, и считался крупнейшим на Средне-Сибирской дороге (и единственным, построенным из кирпича – остальные были деревянными). На вокзале имелись два зала ожидания и буфет, а снаружи здание было украшено фронтонами и парапетами.

В последующие годы на станции были достроены ещё несколько путей, возведены железнодорожные мастерские и большое паровозное депо. Официально движение на красноярском участке Транссиба было открыто лишь с 1 января 1898 года. Однако именно декабрь 1895 останется в транспортной истории Красноярска эпохальной датой.

«День 6 декабря должен начать новую эру в Сибири вообще и для Приенисейского края в частности», – так подводила итог этого дня уже упомянутая газета «Енисей». С этими словами нельзя не согласиться и сегодня, 125 лет спустя.
Артем Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31