01 декабря 2020 11:17

01 декабря 2020 11:17

фото: ИД «Гудок»

У истоков «быстрых сетей»

Ровно 20 лет назад на Красноярской маги­страли был запущен первый высокоскоростной участок сети передачи данных.
«Эпоха быстрых сетей» началась на Краснояр­ской дороге осенью 2000 года. Тогда на отрезке Красноярск – Ачинск был запущен первый участок высокоскоростной магистральной сети. Он обеспечивал передачу до одного гигабайта данных в секунду.

По тем временам цифра сумасшедшая. Нынешним пользователям уже сложно вспомнить ту эпоху, когда даже маленькое фото по сети передать было делом непростым. Средняя скорость интернета на частных компьютерах измерялась тогда величинами куда более скромными – килобайтами в секунду. Да и пользователей того интернета на всю Россию было тогда лишь 3% населения. Широко распространены были локальные сети – районные, корпоративные, городские.

Свои корпоративные компьютерные сети имелись тогда и на Красноярской маги­страли, равно как и на отдельных предприятиях. Проблема была в том, что все они были самостоятельны, и слабо связаны друг с другом. Поэтому в конце 1990-х годов на железнодорожном транспорте началась масштабная реорганизация сетей передачи данных. Все цифровые мощности железных дорог увязывались в общий комплекс – технологичный, современный, построенный по единым прин­ципам.

Одним из элементов этого комплекса стала и новая сеть передачи данных, открытая на Красноярской дороге. Она объединила десять тысяч компьютеров, подключённых к серверам. Как вспоминал Виктор Кунашук, руководивший в ту пору дорожным информационно-вычислительным центром, схема развития нашей СПД отличалась тем, что в целях экономии средств красноярские специалисты приняли решение использовать машины следующего поколения и сразу проложить высокоскоростные каналы передачи данных. Решение оказалось верным – на долгое время эти показатели оставались актуальными и опережали скоростные возможности информационных сетей других дорог.

Стоит отметить, что и в других информационных сферах специалисты Краснояр­ского ИВЦ были в числе первопроходцев. В частности, красноярцы первыми на сети дорог начали эксплуатацию оборудования CiscoSystems, являлись опытным полигоном по внедрению систем SAP/R3.

Наши специалисты стали организаторами внедрения структур DNS и кластерных систем, которые теперь успешно используются в ОАО «РЖД» повсеместно.

За прошедшие два десятилетия сетевые мощности дороги росли. Сейчас скорость передачи данных многократно выше, нежели в начале века, и составляет уже 10 гигабайт в секунду. Для лучшего понимания – это десять часов высококачественного видео или 10 миллионов страниц текста. Такой объём информации можно передать по сетям дороги каждую секунду.
Артем Яковлев