01 декабря 2020 08:04

01 декабря 2020 08:04

фото: Музей истории Красноярской железной дороги

Рождённый в огне революции

В 2020 году Российскому проф­союзу железнодорожников и транспортных строителей исполнилось 115 лет. Это возраст большой зрелости и профессионального опыта.
Пройдя столь долгий и непростой исторический путь, профсоюз не только выстоял, но и, несмотря на проводимое реформирование, сумел сохранить единство, что говорит о доверии человека труда к общественной организации.

Железнодорожный профсоюз Красноярска имеет богатую и долгую историю. Она тесно сплетена с жизнью города и края на протяжении уже второго столетия. Истоки же этой истории идут ещё от рубежа XIX и ХХ столетий, когда по Енисейской губернии была проложена рельсовая ветка Транссиба.

В Красноярске и других городах региона появились крупные транспортные предприятия – станционные хозяйства, склады, паровозные депо и ремонт­ные мастерские. Вскоре число работающих здесь людей достигало уже десятков, а затем и сотен человек.

Возле небольших пристанционных деревушек появлялись новые посёлки: Боготол, Иланский. Их население почти целиком состояло из железнодорожников и их семей. И такая «железнодорожная диаспора» в губернии увеличивалась с каждым годом. Формировались крепкие коллективы, объединённые многолетним трудом, в которых росла профессиональная сплочённость. Железнодорожники понемногу начинали ощущать себя частью единого рабочего целого. А значит, превращались в первый сибирский пролетариат, осознавая свои права и требуя их чёткого соблюдения.

Первый отечественный проф­союз железнодорожников был организован весной 1905 года. Его датой рождения считается 21 апреля – именно тогда на учредительном съезде в Москве было провозглашено создание Всероссийского внепартийного железнодорожного союза. От этой даты отсчитывает свою летопись Роспрофжел. В работе съезда принимали участие делегаты десяти дорог: Московско-Ярославско-Архангельской, Московско-Курской, Московско-Брестской, Московско-Казанской, Московско-Виндаво-Рыбинской, Московско-Киевско-Воронежской, Рязано-Уральской, Ташкентской, Юго-Западной и Сибирской.

Красноярские железнодорожники полностью разделяли революционный энтузиазм своих коллег из других губерний. Так, 26 декабря 1905 года на общем собрании рабочих Красноярских железнодорожных мастерских и депо было провозглашено создание единого профессионального союза рабочих мастерских и депо от станции Обь до станции Иннокентьевская (Иркутск-Сортировочный). Этот день считается отправной точкой официального существования Красноярского профсоюза железнодорожников.

Профсоюзной столицей города была тогда Николаевская сопка. Рабочие-железнодорожники регулярно проводили здесь массовые нелегальные собрания – «маёвки». Они являлись чем-то средним между рабочим собранием и митингом и могли быть посвящены как праздничным датам (например, 1 Мая, откуда и происходит их название), так и вполне конкретным вопросам, скажем, обсуждению очередной стачки. Особо массовыми были митинги в период первой русской революции. Так, в августе 1905 года на одно из собраний на склонах сопки пришли более трёх тысяч человек.

Первые годы профсоюз железнодорожников существовал нелегально. Ведь подобные организации в Российской империи были официально запрещены. Лишь в марте революционного 1917 года, спустя всего несколько дней после падения самодер­жавия, профсоюзы Краснояр­ска, наконец, перевели сами себя на легальное положение. Красноярский союз железнодорожников призвал всех работников транспорта «прийти на помощь всей своей энергией, всем своим трудом установившейся народной власти».

На втором губернском съезде профсоюзов в 1920 году приоритетной задачей профсоюзной работы были обозначены вопросы организации труда и производства. В документах съезда упоминается, что профсоюзам нужно «войти в курс производства, органично участвовать в хозяйственном строительстве, намечать линию работы, указать методы её проведения. Вся коллективно-тарифная работа, материальное снабжение, организационная работа, пропагандистские задачи должны быть направлены к одной цели – к восстановлению производительных сил страны путём подъёма производительности труда».

В 1936 году из состава Восточно-Сибирской магистрали была выделена самостоятельная Красноярская дорога и был создан собственный дорожный профсоюзный комитет.

В момент своего образования в 1936 году профсоюзный комитет Красноярской магистрали объединял более двадцати тысяч человек. Поначалу работа новой организации шла неровно – за первые три года существования дорожного профкома у него сменилось три начальника. Лишь четвёртый – Николай Малеев – надолго удержался на своём посту и руководил организацией более 20 лет.

Всего же за истекшие годы в дорпрофсоже сменились девять руководителей.

История дорожного профсоюза была непроста. Она включает и тяжёлые военные годы, и время динамичного развития в середине ХХ века, и непростую реформенную эпоху девяностых.

Двадцать первый век принёс железнодорожной отрасли реформирование, кардинальную реструктуризацию и трансформацию почти всех служб, хозяйств и областей работы. Однако профсоюзы выдержали эти испытания с честью, не растеряв численности и даже укрепив ряды.

Сегодня Дорожная территориальная организация Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей на Краснояр­ской железной дороге – это одна из крупнейших профсоюзных организаций Енисейской Сибири.

Начиная со дня формирования профсоюзных организаций и по настоящее время одним из основных направлений деятельности является создание на предприятиях, рабочих местах условий, обеспечивающих здоровый, безопасный и высокопроизводительный труд. На магистрали выстроен и надёжно работает механизм ведения социального диалога между работодателями и профсоюзом, представляющим интересы работников. Созданная система социальных гарантий для железнодорожников позволяет обеспечить стабильную работу транспорта. Основой взаимодействия железнодорожных предприятий с профсоюзами является Коллективный договор. Это, без преувеличения, главный документ профсоюза, кодекс его правил. Он имеет целью улучшение социального положения каждого работника железной дороги.На полигоне магистрали сейчас действует 33 таких договора. Самый большой из них по охвату – Коллективный договор ОАО «РЖД».

Справка «КЖ»
В 1936 году, после образования Красноярской железной дороги, дорпрофсож выступил одним из учредителей создания на магистрали собственной многотиражки. Так появилась газета «Красноярский железнодорожник» (ныне ‒ филиал издательского дома «Гудок»). Тесное сотрудничество с этим печатным изданием специалисты дорпрофжела продолжают и по сей день. Один из примеров эффективного взаимодействия – телефонная прямая линия, в ходе которой председатель дорпрофжела Сергей Штронда отвечает на вопросы работников полигона маги­страли – членов профсоюза.
Артем Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31