25 ноября 2020 10:45

25 ноября 2020 10:45

фото: Музей истории Красноярской железной дороги

Дело всей жизни

Юрий Тарасов – одна из легендарных фигур в профсоюзной истории дороги и края

Он возглавлял дорпрофсож как в лучшие для магистрали годы, так и в переломные для железнодорожной отрасли времена. Был свидетелем и вершителем самых важных дел во время небывалого подъёма экономики и переживал вместе со всем коллективом дороги самые критические для неё моменты.
Родился Юрий Тарасов в военное лихолетье в Забайкальском крае, окончил железнодорожное училище в Чите.

‒ Честно сказать, пошёл в железнодорожники, потому что снабжение учащихся в отраслевом профессиональном образовании было лучше: кормили, одевали, ‒ вспоминает Юрий Николаевич. – Для меня ‒ выходца из многодетной семьи ‒ это было большим преимуществом.

Окончив училище, работал на Читинском ПВРЗ, откуда ушёл в армию. После службы вместе с тремя товарищами решил уехать для продолжения образования в Красноярск, где поступил в железнодорожный техникум на новую тогда и перспективную специальность – электрическую тягу железных дорог.

Помимо учёбы молодого человека захватила общественная и комсомольская работа – стал старостой группы, комсоргом учебного заведения. Техникум окончил с отличием, на работу был принят мастером в ремонтное подразделение локомотивного депо Ачинск. Политически грамотного активиста и отличника производства пригласили на работу в ачинский горком комсомола, а затем и в горком партии инструктором. Позже он получил назначение на должность заведующего промышленно-транспортного отдела, курировал строительство, торговлю и быт. В годы комсомольской и партийной работы параллельно получил выс­шее образование.

В 1979 году, когда Красноярская маги­страль была вновь выделена из состава Восточно-Сибирской, появилась необходимость в грамотном заместителе председателя дорпрофсожа. Эту должность предложили Юрию Николаевичу.

‒ Дело в том, что тогдашний председатель дорожной профсоюзной организации Анатолий Николаевич Козлов был хорошим лидером, но человеком технического склада ума, а заместитель ему нужен был с опытом организационной работы, хорошо разбиравшийся с бумагами, знающий документооборот, ‒ рассказывает Юрий Тарасов.

После Анатолия Козлова наш герой был избран в 1985 году председателем дорпроф­сожа на Красноярской железной дороге.

Восьмидесятые были годами пиковых объёмов погрузки и перевозок для магистрали, ведь небывалыми темпами поднималась промышленность края, её добывающая отрасль, энергетика.

‒ Шло так называемое комплексное развитие территорий, и постоянный рост объёма перевозок требовал увеличения темпов собственного строительства. Железная дорога на этом подъёме должна была успевать обеспечивать не только государственный заказ на перевозки, но и соответствующий надёжный социальный блок для своих работников. А это жильё, объекты здравоохранения, культуры и спорта, столовые. И профсоюзная организация дороги была верным проводником этой политики, ‒ отмечает ветеран.

К началу 80-х годов Красноярская дорога в год сдавала около 8 тысяч квадратных метров жилья. К 1984 году эта цифра доросла до 28 тысяч квадратов. Причём жильё строилось в основном благоустроенное. Дети железнодорожников в своих школах учились только в одну смену, а устроиться в любой из 270 железнодорожных детских садов можно было без проблем. В эти годы была построена железнодорожная больница на станции Иланской и в Абакане, фактически заново реконструирован больничный комплекс в Красноярске. Санаторий «Магистраль» ‒ также детище тех ярких лет. Юрий Тарасов лично просил аудиенции у Геннадия Фадеева для того, чтобы МПС выделило средства для строительства профилактория на базе брошенного пионерского лагеря способом народной стройки. И был построен прекрасный оздоровительный комплекс.

Однако известной негативной особенностью этого периода в стране был тотальный дефицит многих продуктов питания, и железной дороге с профсоюзом самостоятельно приходилось решать и эти вопросы. Именно в это время на Красноярской магистрали была создана сеть из десяти подсобных хозяйств.

‒ Вместе с начальником дороги мы тогда объезжали многие совхозы, оценивали земли, людские ресурсы села. Если выбор останавливался на каком-то хозяйстве, считайте, ‒ оно вытягивало счаст­ливый билет. Вложение средств превращало ранее депрессивные сёла в оазисы благополучия, ‒ говорит Юрий Тарасов.

Там, где создавались такие подсобные хозяйства, фактически заново возрождались заброшенные деревни. А продукты собственного сельского хозяйства заметно пополняли рацион железнодорожников, обогащали меню рабочих столовых, решали вопрос дефицита продовольствия.

Девяностые годы и развал СССР всё изменили. Но благодаря мощной социальной базе первые годы этого мрачного десятилетия железнодорожники ещё по инерции «проехали» неплохо.

‒ А вот затем наступили действительно тяжёлые времена, ‒ вздыхает Юрий Николаевич. – Начались перебои с заработной платой, выдача её бартерными товарами, ширпотребом. И здесь профсоюзной организации пришлось овладеть новыми функциями, чтобы решать множественные вопросы обмена товарами, наладить справедливое распределение. Но даже в эти годы мы сохранили фонд социального страхования железной дороги, эффективное управление этими средствами и практически все объекты социальной сферы.

Само развитие отраслевого профсоюза в это время вышло на новый виток. Решением ЦК Роспрофжел председатели дорожных территориальных организаций были командированы для изучения опыта профсоюзного движения за рубеж. В частности, Юрий Тарасов прошёл обучение в Австрии, Франции, а также в Швеции, где познакомился со скандинавской экономическо-социальной моделью «государства всеобщего благосостояния».

Накопленный ранее и полученный новый опыт позволил независимому профсоюзу железнодорожников России разработать, инициировать и утвердить на уровне правительства страны совершенно новый тип социальных взаимоотношений – отраслевое соглашение.

Оно установило для работников отрасли обязательные для применения социальные гарантии в области условий и оплаты труда, льгот и других обязательств. Соглашение, подписанное между проф­союзом, МПС и Минтруда России, и утверждённое первым заместителем председателя правительства, положило начало истории Коллективного договора и стало примером для разработки подобных соглашений в других отраслях.

Окончив работу в дорпрофсоже, Юрий Тарасов возглавил краевую территориальную организацию ФНПР, посвятив себя дальнейшему развитию краснояр­ских профсоюзов и федерации в целом.

Уже много лет этот опытный руководитель находится на заслуженном отдыхе, но с интересом следит за профсоюзной жизнью дороги. Самое интересное: в свои 77 лет Юрий Тарасов до сих пор в строю, то есть является членом Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, состоит на учёте в территориальной организации профсоюза на Красноярской магистрали, платит членские взносы и поддерживает контакты с его руководством.

‒ На дороге профсоюз исправно выполняет свои основные задачи по защите трудовых и социальных гарантий работников полигона магистрали. По моему мнению, профсоюз железнодорожников был и остаётся крупным и сильнейшим участником профсоюзного движения в Красноярском крае. Желаю сегодняшним профсоюзным лидерам успехов в их нелёгкой работе, а резерву и начинающим председателям первичек – стать достойными преемниками своих предшест­венников.
Роман Кайгородов