03 декабря 2020 07:51

03 декабря 2020 07:51

фото: Владимир Литвинов

Возможно предотвратить!

Железная дорога – одна из основных транспортных артерий, без которой невозможно исправное функционирование всех секторов экономики страны. Она играет значительную роль в жизнеобеспечении огромного количества предприятий.
v1.jpg
Станислав Ногай Государственный инспектор отдела расследования транспортных происшествий Сибирского управления Госжелдорнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

Вместе с тем этот вид транспорта имеет сложный механизм функционирования, и небезосновательно за время своего существования сфера железнодорожного транспорта в стране обросла большой нормативной базой, ведь существует большое количество опасностей и рисков при этом виде перевозок.

Одна из опасностей на путях – самопроизвольное движение (уход) подвижного состава, которое является в главной мере следствием недостаточной тормозооснащённости подвижного состава, будь то некачественное закрепление вагонов или истощение тормозов. Уход подвижного состава по последствиям относится к числу наиболее тяжёлых происшествий. Из-за этого нередко происходят столк­новения и даже крушения. Примером этому может послужить крушение 31 мая 1996 года на перегоне Тальменка – Литвиново Кемеровской железной дороги, где самопроизвольно ушедшая группа из четырёх вагонов столкнулась с электропоездом, ехавшим навстречу, в результате чего погибло 17 и травмировано 44 пассажира электрички.

Если самопроизвольный уход подвижного состава уже допущен, то последним рубежом, способным предупредить трагедию, выступают устройства для предот­вращения его выхода на маршруты следования поездов. Это предохранительные тупики, охранные стрелки, сбрасывающие башмаки, сбрасывающие остряки или сбрасывающие стрелки.

Любой железнодорожник не понаслышке знает о таком документе как правила технической эксплуатации железных дорог. Эти нормативы без преувеличения «написаны кровью». Пункт 28 приложения 1 ПТЭ предусматривает наличие таких устройств на железнодорожных путях общего и необщего пользования. Если на путях общего пользования знают о наличии этой нормы, то с путями необщего пользования не всё так гладко: на практике выяснилось, что многие предприятия железнодорожного транспорта не достаточно об этом осведомлены.

Для снижения риска ухода подвижного состава Сибирское управление Госжелдорнадзора разработало мероприятия по профилактике нарушений упомянутой нормы ПТЭ.

На начальном этапе у территориальных центров фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО), поднадзорных управлению, была запрошена информация об отсутствии предохранительных устройств в местах примыкания железнодорожных путей необщего пользования к приёмо-отправочным и другим станционным железнодорожным путям общего и необщего пользования. Далее, по полученным от ТЦФТО данным, которые указывают на наличие события админи­стративного правонарушения, Сибирское управление Госжелдорнадзора проводит административные расследования в отношении предприятий железнодорожного транспорта в целях подтверждения или опровержения факта нарушения ПТЭ.

Если факт нарушения подтвердился, то по результатам проведённого расследования первое лицо предприятия привлекается к административной ответственности, после чего ему выдаётся представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Со дня получения такого представления в течение месяца должен быть предоставлен план мероприятий, включающий установку устройства, предотвращающего самопроизвольный выход подвижного состава на маршруты следования поездов. Кроме того, необходимо представить также согласование изменений в Инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования. А мы в свою очередь осуществляем контроль исполнения этого представления и следим за ходом реализации мероприятий по установке соответствующего устройства, предусмотренного пунктом 28 приложения 1 ПТЭ.

Отмечу, что самопроизвольный уход подвижного состава во многих случаях сопровождается чередой взаимосвязанных нарушений. К счастью, это происходит не часто. Однако именно по этой причине важность наличия предохранительных устройств принижается. Ведь многие считают, что с ними это точно не случится.

Обращаясь к руководителям железнодорожных предприятий, хотелось бы подчеркнуть значимость обязательных требований правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и призвать вести свою деятельность, соблюдая все меры безопасности.

Справка «КЖ»
Регион обслуживания Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора включает Западно-Сибирскую, Восточно-Сибирскую, Красноярскую железные дороги. Также подконтрольны более 3000 предприятий железнодорожного транспорта необщего пользования, более 15 тысяч километров путей необщего пользования.