03 декабря 2020 19:34

03 декабря 2020 19:34

фото: архив музея на ст. Абакан

Секретные материалы

В Абаканском подразделении по сохранению исторического наследия Красноярской железной дороги хранится немало интересных документов, фотографий и предметов, имеющих отношение к строительству «Трассы мужества». Мы расскажем о самых интересных из них
Покорителям Саян – строителям трассы Абакан –Тайшет, их многолетнему самоотверженному труду в музее посвящён целый зал. В экспозиции представлены подлинные награды, документы, фотоматериалы, альбомы, личные вещи тружеников Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Большой интерес у посетителей вызывает уникальный экспонат – «Акт приёмки в постоянную эксплуатацию железнодорожной линии Абакан – Тайшет (с ветвью Клюквенная – Саянская)». Это экземпляр №17 от 9 декабря 1965 года, который передал на постоянное хранение в фонды музея на юбилейном праздновании 50-летия «Трассы мужества» возглавлявший тогда Красноярскую маги­страль Владимир Рейнгардт.

Документ много лет был не доступен для изучения. На первой странице акта в верхнем правом углу об этом свидетельствует перечёркнутый двумя чертами гриф «Секретно» и печать «Для служебного пользования». Тем интереснее вникнуть в напечатанные на машинке листы в красной папке.

В акт включены не только краткое описание районов железной дороги, экономическое значение линии, основные технические и строительные показатели, сроки и стоимость строительства, гражданские сооружения, объекты военизированной охраны. Здесь и графические материалы, а также ведомости по устранению недоделок до открытия регулярного движения поездов, проведению дополнительных работ, не предусмотренных проектом и сметой, но необходимых по условиям эксплуатации.

Государственная комиссия по приёмке в постоянную эксплуатацию во главе с легендарным начальником Восточно-Сибирской дороги тех лет Александром Головатым дала высокую оценку новой железнодорожной линии более полувека назад. Она сократила прежний путь на 404 километра и приняла на себя до 35% грузоперевозок, идущих с Дальнего Востока в Кузбасс, Среднюю Азию и обратно.

Александра Бобкова