28 ноября 2020 11:41

28 ноября 2020 11:41

фото: Сергей Селигеев

Поднялись над топью

В строительстве линии Абакан – Тайшет участвовали тысячи людей, среди них – Герман Комиссаров

Ветеран-железнодорожник вспоминает, как работал на строительстве трассы, а позже следил за исправностью устройств сигнализации, централизации и блокировки на участке от Унерчика до Бережа.
Герман Комиссаров родился и вырос в Абакане. На стальную магистраль он пришёл ещё в юности и связал с ней всю свою жизни, отработав железнодорожником до самой пенсии.

В 1963 году он пошёл учиться в Иркутский железнодорожный техникум на специалиста по сигнализации, централизации и блокировке (СЦБ). Через год студента перевели на заочное обучение и направили работать на станцию Ирбейскую строящейся трассы Абакан – Тайшет.

Открытая в 1963 году станция Ирбейская ещё нуждалась во множестве доработок. Постепенно велась электрификация, достраивались участки пути.

Линия не зря получила название «Трассы мужества» – её возведение требовало неимоверных усилий. Многие инженеры, проектировщики вообще утверждали, что рельсовый путь невозможно построить на таком сложном рельефе: тайга, отроги Саян, бурные горные реки… А в Ирбейском районе главной трудностью стало болото, особенно в междуречье Кана и Агула.

– Сваливали в топь всё, что могли: бетонные блоки, глыбы камней, обломки старых вагонов, – вспоминает ветеран-железнодорожник. – Всё уходило, как в прорву. Когда, наконец, поднялись над топью, засыпали уйму гравия – так появились карьеры возле нефтебазы и в Сухом логу.

Впрочем, сам Герман Фёдорович в этом не участвовал – занимался своим делом: прокладывал кабели, устанавливал и подключал оборудование в системе перевода стрелок, передачи сигналов светофоров.

Как и все, он вносил свой вклад, приближая завершение этой большой комсомольской стройки. И вот наконец-то этот день настал! Ветеран и сегодня в деталях помнит торжество по случаю ввода трассы в эксплуатацию.

– В декабре 1965 года состоялось торжественное открытие железнодорожной ветки Абакан – Тайшет. Какой это был праздник! А потом пошли трудовые будни, которые продолжались, пока я в 1998 году не ушёл на заслуженный отдых, – продолжает свой рассказ Герман Комиссаров. – Работу в своё время выполнял сложную, важную и ответственную – обслуживал дистанцию, включавшую шесть станций: от Унерчика до Бережа.

В рабочие дни был расписан каждый час. Случались и авралы из-за неполадок. Могли вызвать и ночью, и в выходные. Для этого в квартире Комиссаровых кроме обычной АТС стоял телефон служебной связи с механиком и диспетчером.

Однажды Герман Фёдорович спас от крушения поезд. В тот год случилось резкое таяние снегов. Пропускной способности узкой дренажной трубы, проложенной под железной дорогой неподалеку от Малого Ирбея, не хватало. Вода неуклонно поднималась, приближаясь к релейному шкафчику у светофора. Поздним вечером наш герой пошёл проверить, не подмочило ли аппаратуру. Вдруг щебёнка под ногой ушла в пустоту! На следующем шаге – снова. Вода, не успевая проходить через трубу, сама пробила себе путь, размыла дорожную насыпь. Образовался провал – рельсы держались только на связи с общей линией, а на них висели шпалы.

Тем временем от станции к этому участку приближался пассажирский поезд. Ситуация складывалась критическая.

Герман Комиссаров сориентировался мгновенно: пассатижами замкнул цепь блокировки, подав на светофор красный свет. Промыв тогда парализовал движение на четыре дня, но главное – удалось избежать чрезвычайной ситуации – поезд остановился в считанных десятках метров от провала.

В этом году вместе со всеми железнодорожниками Герман Фёдорович отметит знаковую для всей магистрали и для него лично дату – 55-летие «Трассы мужества».

Сергей Селигеев,
Александра Бобкова,
станция Ирбейская