24 ноября 2020 10:23

24 ноября 2020 10:23

фото: Артем Яковлев

Прямая подача

Красноярская дирекция по тепловодоснабжению полностью готова к зимнему сезону

На всех котельных дирекции создан необходимый запас топлива, выполнены работы по текущему и капитальному ремонту оборудования, теплосетей, водопроводов и других объектов теплоснабжения, произведена замена более 7 км инженерных сетей.
2-3.jpg
Вячеслав Крутилин, начальник Красноярской дирекции по тепловодоснабжению

– Вячеслав Валерьевич, когда стартовал отопительный сезон на полигоне магистрали?

– Среди наших объектов первыми, ещё 11 сентября, начали подачу отопления котельные в Иланском и Ужуре. В настоящее время на магистрали тепло потребителям дают 35 котельных, расположенных на территории трёх регионов: Красноярского края, Республики Хакассия и Кемеровской области. В общей сложности, железнодорожники обеспечивают теплом более 500 жилых домов и объектов социальной сферы, а также, конечно, различные железнодорожные предприятия.

Полигон магистрали имеет немалую протяжённость, поэтому у каждого населённого пункта – своя дата начала отопительного сезона. Допустим, Абакан и многие другие южные станции дороги расположены в Хакасско-Минусинской котловине, которая считается одним из самых тёплых мест Сибири. Понятно, что туда зима приходит сравнительно поздно. И наоборот, самые северные наши котельные расположены в таёжных посёлках Чунояр и Суриково. Чунояр и вовсе относится к Богучанскому району, то есть приравнен к территориям Крайнего Севера. В любом случае для всех населённых пунктов есть общий ориентир: когда среднесуточная температура на протяжении пяти дней подряд находится ниже уровня +8 градусов по Цельсию, с этого момента и принято включать отопление. Официальное решение о начале отопительного сезона обычно принимают муниципальные администрации.

– Чем примечателен нынешний отопительный сезон в сравнении с предыдущей зимой?

– Прошлая зима, как мы помним, была аномально тёплой. Поэтому, скорее, именно её стоит называть примечательной. Тем не менее, в прошлом отопительном сезоне котельные Красноярской железной дороги выработали более 300 гигакалорий тепловой энергии, израсходовав при этом порядка 1600 полувагонов с углём. Для сравнения – 300 гигакалорий – это мощность, сравнимая с выработкой крупной энергостанции, например, Красноярской ТЭЦ-3.

По грядущей зиме прогнозы делать ещё рано. Могу сказать только, что в нынешнем году в среднем по населённым пунктам, расположенным на полигоне магистрали, сезон стартовал на три дня раньше, чем в прошлом году. Впрочем, это не значит, что мы ожидаем более холодную зиму – по своим средним температурам она вполне может быть сопоставима с показателями прошлой.

В любом случае, задача на сезон 2020/2021 годов у нас одна: провести его без сбоев в подаче тепла, чтобы люди и предприятия ни разу не испытали проблем с отоплением. В предыдущую зиму мы с этой задачей справились успешно, и, считаю, у нас есть все возможности, чтобы и в наступающем сезоне продолжить традицию стабильной безаварийной работы.

– Какие новшества появились на отопительных объектах дирекции в межсезонье?

– Стоит сказать, что для многих наших котельных межсезонья, как такового, не существует. Они работают круглый год: летом обеспечивают подачу жителям этих населённых пунктов горячей воды, а с наступлением осени включают мощности для отопления.

Тем не менее, даже круглогодичный режим работы не мешает внедрению технологических инноваций. В первую очередь, это инновации, направленные на снижение воздействия на окружающую среду. В частности, переключение тепловой нагрузки на сторонние источники. Например, такую операцию мы осуществили в эксплуатационном локомотивном депо Красноярск-Главный, а также на Абаканском участке моторвагонного депо. На этих предприятиях были построены центральные тепловые пункты, и теплоснабжение они теперь получают централизованно от городских сетей. Альтернативный вариант оптимизации реализован на станциях Красноярск-Северный, Козулька и Минино, где мы перешли на электрокотельные.

Также для уменьшения выбросов в атмосферу мы проводим плановую замену пылегазоулавливающего оборудования, или так называемых циклонных установок. За последние три года такие новые установки запущены на котельных станций Чунояр, Козулька, Курагино, Красноярск-Восточный, Чернореченская и Чульжан.

– Какой эффект дали эти мероприятия?

– Приведу комплексную статистику за последние пять лет: с 2015 года выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников снижены на 614 тонн. В целом же экологический аспект является одним из приоритетных направлений, как работы дирекции, так дороги и компании. При проектировании новых объектов применяются высокие требования соблюдения природоохранного законодательства. В ближайшем будущем планируется ликвидация ещё одной котельной на станции Курагино, работающей на угле с переводом на электрокотлы, а также строительство современных модульных котельных на станциях Боготол и Ужур.

– Если мы заговорили о технологиях, то давайте обсудим тему бережливого производства. Как обстоят в дирекции дела на этом направлении?

– Программа бережливого производства на 2020 год у нас включает девять проектов. Суммарный экономический эффект от их внедрения превышает 1,9 миллиона рублей. В их числе стоит упомянуть, например, проект, который реализован прошедшей зимой на станции Красноярск. Подачу отопления и горячей воды мы вели ранее по трёхтрубной схеме, а теперь смогли заменить двухтрубной. Только за счёт этого проекта мы получили экономию более 250 тыс. рублей.

– Какие нововведения появились в сфере водоснабжения и водоотведения?

– Наши водозаборные комплексы обслуживают не только предприятия железной дороги, но и близлежащие объекты. Так, в один из крупнейших микрорайонов Абакана ‒ посёлок МПС ‒ воду подают железнодорожники. Есть и такие населённые пункты, которые мы полностью обеспечиваем водой. Это, например, Иланский и Саянский. И наоборот – некоторые крупные станции магистрали получают воду из городских систем водоснабжения. Это станции Енисей, Злобино, Базаиха, которые снабжает водой красноярское жилищно-коммунальное предприятие.

В нынешнем году в «водной» сфере у нас реализован ряд крупных проектов. Например, на станции Иланской мы завершаем обустройство системы химической очистки воды. Сейчас там заканчиваются строительно-монтажные работы, а к концу года планируем ввести систему в эксплуатацию. Другой крупный объект, водонапорную башню на станции Шира мы перевели на централизованное отопление. Этот проект позволил получить экономический эффект в 0,54 млн рублей.

По-прежнему остаётся разветвлённой и дорожная система водоотведения. В частности, крупнейшей строительной площадкой в этом году у нас стало возведение комплекса блочно-модульных очист­ных сооружений на станции Кошурниково. До конца года планируем завершить работы по прокладке наружных сетей и строительству здания комплекса, а в следующем уже будем заниматься поставкой и монтажом технологического оборудования. Ввод объекта в эксплуатацию планируется в конце 2021 года.

Также в следующем году мы собираемся достичь стопроцентного показателя по одной из приоритетных задач – обеспечению водой постов ЭЦ на станциях. Завершающей точкой проекта, на которой будет обеспечено водоснабжение, станет в 2021 году станция Крол.

– Как ведётся на вашем предприятии работа с кадрами?

– В дирекции сложился крепкий опытный коллектив, и это очень важно, поскольку люди – это самый ценный ресурс любого предприятия. Заслуги многих наших специалистов отмечены наградами от руководства холдинга и регионов полигона дороги. Например, только в этом месяце более 30 сотрудников стали обладателями юбилейных нагрудных знаков, которые присуждаются Центральной дирекцией по тепловодоснабжению (ЦДТВ) ОАО «РЖД». В целом же за 12 лет существования дирекции наши работники получили более 200 различных отраслевых, корпоративных и государственных наград.

Заботимся мы также о специалистах дирекции, вышедших на пенсию. Сегодня на учёте состоит более 500 железнодорожников-ветеранов. Ежегодно они получают поздравления и подарки к празд­никам, кроме того, неработающим пенсионерам оказываем материальную помощь.

Самая же активная часть коллектива – это, конечно, наши молодые специалисты, их в дирекции также немало. С 2008 года успешно работает молодёжный управленческий совет, ребята участвуют в различных проектах дорожного и сетевого уровня. В частности, в полуфинал известного корпоративного конкурса рационализаторов «Новое звено» вошёл и проект нашей сотрудницы Анны Белик.

Недавно молодые специалисты принимали участие в онлайн-слёте молодёжи Восточного полигона ЦДТВ. Причём проект красноярской команды «Экотепло» занял на этом слёте первое место. Его авторами стали Егор Антонов, Ксения Назарова, Николай Шмелёв и Аркадий Евдокимов. Проект посвящён мерам по снижению негативного воздействия котельных на окружающую среду и повышению КПД энергоустановки.
Артем Яковлев