01 декабря 2020 20:24

01 декабря 2020 20:24

фото: архив Ирины Базарной

Курс молодого дежурного: взрывы и размывы

По результатам осенней комиссионной проверки дежурной по станции Улуй Ирине Базарной вручена благодарность начальника Краснояр­ской железной дороги за добросовестный труд, качественную подготовку и образцовое содержание подведомственного хозяйства, проявленную при этом ответственность и личную инициативу.
Молодая движенка за неполные три года своей профессиональной деятельности на магистрали увидела и пережила такое, что не каждому железнодорожнику доводится и за целую жизнь.

Всё это время она постоянно повышает свою квалификацию. В 2019 году прошла обучение в корпоративном университете по программе «Охрана труда для руководителей и специалистов ОАО «РЖД». А в 2020 году изучила эффективные методы эксплуатационной работы дежурного по станции в современных условиях на базе МИИТа.

В её случае все знания немедленно оказываются востребованы в повседневной практике – и тут точно есть о чём рассказать.

В июне этого года, когда на перегоне Улуй – Пригородный произошёл размыв путей, Ирина Базарная ответственно принимала участие в обеспечении движения для восстановительных работ.

Нынешнее лето запомнится, как одно из самых дождливых за последнее десятилетие. Взбухшие от осадков реки постоянно создавали угрозу размыва железнодорожных путей. Но даже и на тех участ­ках, где водные артерии не подходят близко к дороге, возникала опасность повреждения. Просадка путей на 18-м километре перегона Пригородный – Улуй вследствие размыва земляного полотна осложнялась тем, что дожди и не думали прекращаться.

Железнодорожники оперативно приняли меры, исключившие проезд поездов по аварийному участ­ку, перенаправили следовавшие по маршрутам пассажирские поезда, организовали доставку пассажиров на автобусах на участке от Ачинска до станции Назарово. В масштабном экстренном ремонте участка были задействованы силы четырёх восстановительных поездов Красноярской железной дороги. Устранение последствий стихии осложнялось геологическими особенностями основания пути и необходимостью восстановления движения с прежними показателями надёжности и провозной способности.

Словом, дополнительных забот и труда в ликвидации этой ситуации хватило представителям всех железнодорожных профессий.

– На сотрудников станции Улуй, конечно, тоже легла большая ответственность, как и всегда в условиях нештатных ситуаций, – говорит Ирина. – Надо было быстро реагировать на изменения в обычном порядке работы. Но к тому времени мне это было уже знакомо. Необычный опыт действий в опасной ситуации я успела приобрести за год до этого...

Наша героиня никогда не забудет дни в начале августа 2019-го, когда она выполняла свои служебные обязанности под самой настоящей бомбёжкой.

Днём 5 августа было тёпло и слегка облачно, когда Ирина заступила на очередную смену. Утро, а затем и самый обычный будний день не предвещали ничего плохого, кроме грозы – перистые облака медленно собирались в кучевые и темнели. Сотрудники станции, рабочий день которых завершился, уже ушли домой. Ирина осталась одна, когда раздались первые громовые удары, от которых стёкла задрожали в оконных переплётах.

– Сперва я подумала, какая сильная гроза началась и пошла закрывать окна. Потом решила выйти на улицу, чтобы посмотреть, с какой стороны ожидать бури, и с правой стороны от станции увидела столб чёрного дыма, – вспоминает она.

Стёкла в окнах разлетелись вдребезги, внутри здания станции осыпалась потолочная плитка. Оцепенение прошло быстро, и Ирина метнулась назад в помещение, потому что в голове автоматически включился порядок действий, которому её обучали. Первым делом девушка позвонила в войсковую часть 74008, являющуюся получателем и отправителем грузов со станции. «У нас пожар», – ответил дежурный по части.

Она говорит, что мгновенно вспомнила все одиннадцать пунктов схемы оповещения в случае чрезвычайной ситуации.

Сперва вызвала дорожный центр управления перевозками. Моментально оценив ситуацию, поездной диспетчер круга принял управление станцией на себя и велел Ирине укрыться в помещении, где нет окон. Остальные действия по схеме она выполняла уже из относительно безопасной комнаты приёмосдатчика груза и багажа.

Все средства связи раскалились от звонков. Ирине, переживая за неё, звонили родные, коллеги и знакомые, которые знали, что КПП войсковой части находится всего в паре километров от станции. О ситуации уже начали сообщать в новостных лентах. Но отвечать близким она стала, лишь выполнив все необходимые служебные переговоры. А переживали за жизнь девушки не напрасно: военными, гражданскими властями, полицией и МЧС уже были перекрыты все дороги, ведущие к опасной зоне. А девушка тихо плакала и сама не знала, как всё будет дальше.

Скоро раздался спасительный звонок. На телефоне высветился номер Николая Турчанова, который в это время руководил Ачинским центром организации работы станций.

«Ты цела? – первым делом спросил руководитель. – Подожди немного, не бойся, скоро мы тебя заберём».

Через полчаса на станцию подошёл пожарный поезд. Николай нашёл Ирину, вывел из помещения. Скоро поезд уже ехал на максимально разрешённой скорости к станции Назарово, увозя девушку из зоны внезапно случившегося ада.

Как говорят военные, в одну воронку снаряды дважды не падают. Оказывается, это не всегда так.У Ирины всё вышло наоборот.

Во время работ по разминированию и ликвидации последствий ЧС в Каменке, которые велись 9 августа того же года, снова взорвались снаряды. Ирина Базарная по стечению обстоятельств в этот день снова находилась на смене на станции Улуй. И снова ей пришлось за короткий срок принимать все необходимые меры для обеспечения безопасности движения поездов, оповещения дежурного персонала Красноярской дирекции управления движением и руководства Ачинского центра организации работы станций.

По словам Ирины, на этот раз она уже меньше волновалась и боялась взрывов, хотя осколки снарядов в этот день упали рядом с путями.

– Нужно отдать должное мужеству этой хрупкой девушки, которая второй раз попала в ситуацию, схожую с военной, но правильно и оперативно выполнила все необходимые действия, закрыв перегон и подготовив маршруты продвижения техники, а потом организовав приём бригад путейцев и энергетиков для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, – говорит заместитель начальника Красноярской дирекции управления движением Николай Турчанов.

Ситуация была действительно крайне опасной. Из Каменки и соседних сёл в Назарово и Ачинск было эвакуировано порядка шести тысяч местных жителей, свыше 30 человек пострадали от взрывов 5 и 9 августа, один человек погиб.

– Как мы узнали позднее, радиус разлёта осколков составил более 12,5 километра, – рассказывает начальник станции Улуй Жанна Гетманенко. – Я сама с трудом представляю себе то, что пережила тогда Ирина. Но это не помешало ей действовать так, как положено по инструкциям, выполняя свой долг.

А работы было много у всех сотрудников станции. Пассажирские поезда №67/68, следовавшие по маршруту Абакан – Москва и поезд №114/113 Новосибирск – Абакан во избежание непредвиденных ситуаций были перенаправлены в обход опасного участка через станции Саянская, Уяр и Красноярск. К сожалению, это привело к определённым неудобствам для пассажиров. Но мера была вынужденная.

Жанна Гетманенко приняла Ирину Базарную на станцию и характеризует девушку как грамотного и исполнительного специалиста. По её словам, из учениц молодая движенка быстро доросла до дежурной по станции, самостоятельно выходящей в смены и успешно замещающей начальника станции.

Ирина окончила Иркутский университет путей сообщения в 2018 году. Железнодорожную профессию выбрала осознанно, при том что семья девушки никакого отношения к путям сообщения не имеет.

В годы учёбы вела общественную жизнь, занималась физкультурой. Активный образ жизни ей по душе и сегодня, а своё свободное время она отдаёт волонтёрству, участвуя в организации творческого досуга ачинских ребятишек. И конечно, мечтает о будущем.

– В первую очередь нужно стать отличным специалистом на своём рабочем месте, – считает она. – Ну и конечно, создать собственную семью. А главное условие для осуществления всего задуманного – мирное небо над головой, теперь для меня это не пустые слова.

На прошлой неделе, 22 октября, Ирина Базарная отметила свой 25-й день рождения. Накануне она узнала, что получит благодарность начальника дороги, которая стала прекрасным подарком к этой дате.
Роман Кайгородов