27 октября 2020 00:23

27 октября 2020 00:23

фото: Владимир Литвинов

Юбилей – период роста

Юбилейную дату с момента образования – 15 лет отмечает АО «Краспригород». Об итогах и преспективах развития рассказывает Эдуард Быков, в течение многих лет руководивший пригородной компанией, а теперь получивший новое назначение.
1-2.jpg

‒ Эдуард Владимирович, как сложная эпидемиологическая обстановка отразилась на основных показателях перевозочной деятельности?

‒ Безусловно, пандемия не могла не повлиять на объёмы перевозок и другие показатели в пригородном сообщении. По итогам девяти месяцев этого года в пригородном сообщении по Красноярской железной дороге перевезено 4,3 млн пассажиров ‒ это 80% к уровню прошлого года. Пассажирооборот составил 180 млн пасс/км, что на 46 млн пасс/км меньше, чем в 2019 году (80%).

Менее всего эпидемиологическая ситуация отразились на вагонокилометровой работе, которая выполнена на 99% к уровню прошлого года (9 513 тыс. ваг/км). Населённость на вагон упала на 19%: если в 2019 году в среднем этот показатель составлял 23 человека, то в этом году ‒ 19 человек.

Снижение пассажиропотока связано с введением на территории регионов режима самоизоляции в период принятия мер по предупреждению распрос­транения новой коронавирусной инфекции.

С 30 марта, ввиду принятых ограничительных мер, пригородные поезда по Красноярскому региону в объявленные нерабочие дни были переведены в режим следования выходного дня: 30 вместо 45 пар. Наибольшее снижение пассажиропотока наблюдалось в апреле ‒ 56,5% к аналогичному уровню прошлого года. Именно в этот момент действовали наиболее жёсткие ограничения по передвижению населения и были введены изменения в организации трудовой деятельности работающего населения, в том числе удалённый режим работы.

По мере улучшения эпидемиологической обстановки и снижения ограничительных мер следование всех внутригородских и пригородных поездов производится согласно установленным графикам курсирования, как в рабочие, так и выходные дни, в соответствии с программой перевозок.

Особо хочется отметить Дивногорское направление – любимое место туристов. Здесь, несмотря на ограничительные меры, пассажиропоток в июле ‒ августе возрос на 5% к прошлому году, в среднем в сутки этим маршрутом пользовались более 1100 пассажиров.

‒ Какие сервисы и новые формы работы с пассажирами используются в компании и насколько они востребованы?

‒ С 2019 года запущены в работу два мобильных приложения по оформлению электронных проездных документов на пригородные поезда: «Краспригород» ‒ в марте, и «РЖД Пассажирам» ‒ в ноябре. Сегодня электронные продажи билетов постепенно набирают рост. Так, в сентябре этого года доля билетов, реализованных через мобильные приложения, составила 0,73%, год назад, в сентябре 2019- го, это было 0,18%.

Условия работы в период пандемии не могли не отразиться и на работе с клиентами. Нам пришлось искать новые формы взаимодействия с пассажирами. На вокзалах и в пригородных поездах был введён масочный режим. Для обеспечения бесконтактного контроля наличия проездных документов в пригородных поездах в период роста заболеваемости населения коронавирусом внесены изменения в технологию работы разъездных билетных кассиров: при гашении проездных документов, имеющихся у пассажиров, и визуальной проверке документов, дающих право на льготу, контролирующие лица не берут их в руки.

В дальнейшем, в целях исключения рисков по неоднократному использованию пассажирами проездных документов, не имеющих признаков проверки контролем (надрыв), все разъездные билетные кассиры были обеспечены механическими устройствами ‒ дыроколами. Это позволяет нашим сотрудникам наложить отметку на проездные документы, не касаясь их руками.

В билетных кассах мы рекомендуем пассажирам осуществлять расчёты безналичным способом через банковские терминалы. Сегодня терминалами безналичной оплаты оборудованы все 39 пунктов продажи пригородных проездных документов, а это в общей сложности 62 кассовых окна.

‒ Какие ещё меры предпринимает компания для обеспечения безопасности пассажиров и работников в период пандемии?

‒ Для защиты здоровья пассажиров в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации пригородные поезда проходят ежедневную дезинфекцию специальными средствами, рекомендованными Роспотребнадзором, которые безопасны для человека и активны против вирусов. Санитарной обработке подвергаются все поверхности в вагонах, к которым прикасаются пассажиры, в том числе двери, сидения, поручни. Санитарно-техническое оборудование туалетных комнат проходит двукратную обработку. Во всех вагонах электропоездов размещены памятки для пассажиров с рекомендациями по личной безопасности и профилактике заражения инфекционными заболеваниями.

Все работники компании, и в первую очередь те, кто контактирует с пассажирами, обеспечены средствами защиты: дезинфицирующими салфетками, антисептиками для обработки рук, дезинфицирующими средствами, перчатками и масками. Сотрудники ежедневно, перед началом рабочего дня (смены), проходят «входной фильтр», включающий бесконтактный контроль температуры тела. К работе люди допускаются только при условии удовлетворительного состояния здоровья.

Разъездные билетные кассиры на маршрутах следования пригородных поездов ведут с пассажирами разъяснительную работу по соблюдению масочного режима.

‒ Как прошёл сезон летних пассажирских перевозок и чем он отличался от предыдущих?

‒ Несмотря на снижение пассажиропотока, объём перевозок выполнялся в соответствии с транспорт­ными заказами регионов, отмена пригородных поездов не осуществлялась. Более того, в целях соблюдения социальной дистанции была увеличена составность поездов. С мая по июль, в период жёст­ких ограничительных мер, посадка была организована таким образом, чтобы средняя населённость пригородных поездов не превышала 60–70%. Для этого был задействован максимальный объём приписного парка арендованных электропоездов и секций моторвагонного подвижного состава. Всего в аренде 36 поездов, 254 вагона.

Размеры движения пригородных поездов в летний период составляли в будни ‒ 57 пар (для сравнения, в зимний период ‒ 54 пары), а в выходные дни ‒ 47 пар (в зимний период было 35 пар).

В период летних пассажирских перевозок продажа проездных документов в пригородном сообщении была организована на 39 пунктах продажи, в том числе 25 пунктах АО «Краспригород» и 14 пунктах сторонних организаций, с которыми мы сотрудничаем в рамках существующих договоров.

Несмотря на последствия неблагоприятной эпидемиологической обстановки в регионах, с середины лета идёт рост пассажиропотока в пригородном сообщении.

Этому, конечно, поспособствовало снятие части ограничительных мер. Так, в июле было перевезено 671 тыс. человек, что составляет 81% к аналогичному периоду прошлого года. В августе перевозки пассажиров достигли уже 82% к показателям того же месяца 2019 года, а в сентябре – 87%.

‒ Что ждёт пассажиров в 2021 году?

‒ Безусловно, в следующем году мы ожидаем восполнения пассажиропотока, сниженного в связи с принимаемыми мерами по предупреждению распространения коронавируса.

В целях улучшения сервиса для пассажиров, расширения предоставляемых услуг, в настоящее время компания проводит работу по реализации двух проектов. Во-первых, это возможность оформления абонементных билетов через мобильное приложение, а во-вторых, ‒ внедрение безналичной оплаты проезда в пригородных поездах. Реализации этих нововведений предшествует большой объём работы по обновлению переносной контрольно-кассовой техники, а также разработка дополнительного программного обеспечения и ведение необходимой договорной работы с контрагентами.

‒ Каковы перспективы развития городского кольца?

‒ Проект «Городская электричка», развивающийся в Красноярске, за годы своего существования убедительно доказал свою значимость. Пассажиропоток здесь увеличился более, чем в 2,5 раза. Если в 2012 году было перевезено 769 тыс. пассажиров, то в 2019 году уже свыше 1,8 миллиона человек. Ежегодный прирост составляет от 8 до 20%.

Для внутригородских пассажиров правительством Красноярского края установлен единый тариф 22 рубля, в том числе, и до станции Дивногорск. По внутригородским маршрутам курсирует 19 пар поездов. Кроме того, все пригородные поезда, проходящие в черте Красноярска, также используются городскими пассажирами.

Конечно, «Городская электричка» ‒ это социальный проект, тем более, учитывая столь незначительную стоимость проезда, установленную региональными властями. Внутригородские перевозки включены в транспортный заказ Красноярского края и субсидируются из краевого бюджета.

‒ Как преобразилась за это время инфраструктура городской электрички?

‒ За весь период реализации этого проекта ОАО «РЖД» сделано многое. Для пассажиров в Красноярске появились новые остановочные пункты: Водопьянова, Северное шоссе, Белые Росы, Калинина, Бобровый Лог, Тихие Зори, Платинум Арена, Ж.Д. больница. Мэрия Красноярска активно участвует в благоустройстве прилегающих к остановочным пунктам территорий, установке освещения, создании благоприятной среды для жителей. Проект будет развиваться и в дальнейшем. В настоящее время завершается реконструкция платформы на остановочном пункте Мясокомбинат. Ведётся строительство новой посадочной платформы Шумково, ожидается сдача в эксплуатацию построенных платформ Металлургов и Сады-2. А в перспективе планируется запуск кольцевого движения электропоездов через мост «777».

Справка "КЖ"
Компания «Краспригород» создавалась при участии ОАО «РЖД» и администрации Красноярского края (51% акций принадлежит ОАО «РЖД», а 49% – краевому Центру транспортной логистики). Этот паритет отражает главную задачу компании – организовать на должном уровне работу пригородного пассажирского комплекса.

Многие из проектов «Краспригорода» оказались уникальными не только в региональном, но и в федеральном масштабе.

В 2014 году был запущен крупный инвестиционный проект «Городская электричка», с участием ОАО «РЖД», правительства Красноярского края и администрации города Красноярска. Он был нацелен на создание удобного и скоростного внутригородского транспорта, проходящего по железнодорожным путям в черте города. Проект успешно действует, сегодня он включает уже 30 остановочных пунктов в Красноярске и его ближайших пригородах, а прирост внутригородского пассажиропотока более чем в 2,5 раза свидетельствует о высокой востребованности.

«Городская электричка» стала примером для подобных железнодорожных внутригородских проектов и в других крупных мегаполисах страны.
Дарья Кот
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31