27 сентября 2020 01:25

27 сентября 2020 01:25

фото: Владимир Литвинов

От столицы до Тихого океана

Дату 15 марта не принято отмечать каким-то особенным образом, но это знаменательный день для железнодорожников и связистов и важная веха истории Транссибирской магистрали. В этот день в 1860 году император Александр II, рассмотрев результаты изысканий трассы телеграфной линии, издал «повеление об устройстве телеграфа».
Первой из точек отсчёта истории Транссиба принято считать 1857 год, когда генерал‑губернатор Восточной Сибири Николай Муравьёв-Амурский официально озвучил вопрос о необходимости строительства железной дороги на сибирских окраинах России. Этот же прозорливый и деятельный вельможа продвигал и идеи прокладки телеграфной линии от столицы до берегов Тихого океана.

Вести телеграфную линию предполагалось вдоль существующего пути сообщения, а так как единственным путём был Сибирский тракт, то она тянулась вдоль него. Основными точками строительства на первом этапе были выбраны Пермь, Екатеринбург, Камышлов, Тюмень, Ишим, Омск, Колывань. Далее Томск, Красноярск, Канск и Нижнеудинск.

Уже в 1860 году начались работы по проведению линии. И вот в августе 1861 года телеграфная станция была открыта в Перми, в декабре – в Екатеринбурге. В январе 1862 года Тюмень стала первым сибирским городом, который получил связь. А 4 октября 1863 первая телеграмма пришла в Томск.

По мере возведения Транссиба, начавшегося в 1891 году, росло число железнодорожных станций, которые стали центром притяжения линий телеграфа к железнодорожным. Строительство и дальнейшая эксплуатация магистрали уже не виделись без надёжной телеграфной связи.

Именно по телеграфу 6 декабря 1895 года инженер-железнодорожник Николай Меженинов отправил в Санкт-Петербург сообщение о прибытии первого поезда на станцию Красноярск.

До конца 1864 года сибирский телеграф существовал в ведении Министерства путей сообщения. Но даже позднее железные дороги интегрировали свои средства связи с властями на местах. Так, управление строительством Средне-Сибирской железной дороги, находившееся в Томске, предложило провести в городе телеграфную линию от управления дороги до Томской почтово-телеграфной конторы. Смычка телеграфных линий имела место и в 1895 году, когда был разрешён приём внутренних телеграмм ведомства на станциях Западно-Сибирской магистрали с их последующей передачей на правительственный телеграф.

В 1896 году из Тайги в Томск также пришёл первый поезд. К концу года приём депеш был открыт на станциях Средне-Сибирской железной дороги, включая Боготол, Итат, Тяжин, Суслово, Мариинск. Далее был Красноярск, из которого Сибирский телеграф шагнул в Восточную Сибирь и на Дальний Восток.

Как отмечает историк Владимир Морев, сибирская телеграфная линия служила интересам страны, общественной жизни и торговли, способствовала обмену международной корреспонденцией Западной Европы, Америки и Австралии с Японией и Китаем. Именно благодаря железным дорогам и телеграфу отдалённый восточный край уже не был оторванным от всего остального мира.

Нельзя не отметить прозорливости наших предков и в военно-стратегических вопросах. Железнодорожное сообщение и телеграф сыграли свою роль в годы Русско-японской войны и Первой мировой. Были они и центром притяжения революционных событий.

Техника совершенствовалась, и в дальнейшие годы на Красноярской железной дороге телеграфные аппараты Морзе, работавшие вплоть до 1940 года, были заменены на буквопечатающие аппараты Боде.

В 60-е годы воздушная линия связи по главному ходу была заменена на магистральный кабель. Сейчас канал железнодорожного телеграфа действует в оптоволоконных сетях отраслевой связи.

С наступлением третьего тысячелетия эра телеграфа пошла на закат. В 2004 году телеграф свернули в Нидерландах. Одна из крупнейших в мире телеграфных компаний американская Western Union отправила свою последнюю телеграмму в 2006 году, полностью переключившись на money-transferring.

В 2013 году телеграфа не стало в Индии, в 2017 году — в Бельгии, в марте 2018 года — на Украине.

Но на железных дорогах России телеграф живёт и здравствует. Ведь в деле передачи ведомственной информации важны документальность и безопасность её доставки.

Телеграф, приняв послание к отправке, гарантирует, что оно безошибочно составлено по всем правилам. И адресат знает, что на телеграфе лежит тот заверенный документ, текст которого он получил телеграммой.

Телеграф передаёт сообщения о ремонтных работах, сбоях и о погодных условиях, об изменениях в расписании. Всё это важно передать точно и вовремя.
Роман Кайгородов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31