27 сентября 2020 01:05

27 сентября 2020 01:05

фото: Владимир Литвинов

Спокойной ночи - не желать!

Телефонно-телеграфная станция – единственное подразделение Красноярской дирекции связи, где работают исключительно женщины

Корреспонденты «КЖ» 8 марта заступили на дежурство вместе со сменой сотрудниц станции.
У красноярских железнодорожных телеграфистов уже несколько десятилетий есть своя примета:

– У нас не принято желать спокойной ночи, – с улыбкой раскрывает секрет телеграфист Инна Баранова. – Если обратиться с этими словами к ночной смене, то на них обрушится такой вал телеграмм – только успевай обрабатывать!

Сегодня на предприятии трудятся 35 телеграфистов, которые считают, что их профессия «живее всех живых», хотя развитие радио, интернета, мобильной связи постепенно вытесняет телеграф из активного обращения.

Во многих странах это средство связи используется всё меньше и реже, но в России оно по-прежнему востребовано. Активно применяют телеграф, например, государственные службы, банки, страховые и логистические компании. Сохранена и активно используется служебная телеграфная связь и на железных дорогах России, где ежедневно отправляются и принимаются сотни служебных телеграмм.

– В РЖД телеграмма не просто сообщение, а документ, отправка и получение которого вызывает определённую цепочку действий: приказов, распоряжений, – объясняет начальник телефонно-телеграфной станции Красноярской дирекции связи Альбина Кондратенко.

Для железных дорог России телеграф исторически был не только средством обмена сообщениями, но и важным фактором безопасности движения. Дежурный по станции подтверждал прибытие поезда и давал разрешение на отправление следующего состава при помощи телеграммы. Для машиниста паровоза она служила разрешением для выезда на перегон.

Старшая смены Алефтина Чубаева – старейший работник станции, трудится она здесь 37-й год. В 1983 году её приняли учеником без специального образования, обучаться пришлось прямо на месте.

– Хотя знаний морзянки от телеграфистов тогда уже не требовали, но необходимо было научиться «пушировать» – то есть печатать, а также знать адреса МПС, изучить разряды и виды телеграмм, шифры и коды, – вспоминает Алефтина Чубаева. – Да и технику осваивать приходилось довольно сложную на тот момент: ленточный телетайпный аппарат, телеграфный аппарат С-200М.

Сегодня железнодорожный телеграф действует в каналах и оптоволоконных сетях отраслевой связи и не зависит от интернета, хотя может быть интегрирован во всемирную сеть. Старые аппараты Боде и «эски» давно стали музейными экспонатами – на их место пришли подключенные к служебным сетям компьютеры с автоматизированным рабочим местом телеграфиста (АРМТ).

Принятая телеграмма тихо выходит из принтера, а не вылетает с треском, как это было на старых аппаратах. Но аккуратность, внимательность и точность по-прежнему являются самыми главными профессиональными качествами хорошего телеграфиста, ведь ответственность за допущенные ошибки очень высока.

– На дороге используется свыше дюжины разрядов, категорий и видов телеграмм, – поясняет всю сложность задачи телеграфист Анна Емельянова.

Беспокойная деятельность телеграфистов оценивается по таким показателям, как качество и скорость обработки телеграмм, производительность труда, контроль качества обработки на всех этапах их прохождения. И все эти критерии сотрудницы телеграфно-телефонной станции Красноярской дирекции связи успешно выполняют.
Роман Кайгородов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31