30 марта 2020 06:34

30 марта 2020 06:34

фото: Владимир Литвинов

В промышленных объёмах

Значительный вклад в увеличение погрузки на Красноярской железной дороге обеспечил рост производства в регионах

В течение 2019 года со станций магистрали отгружено 84,6 млн тонн грузов. Об этом сообщил начальник Красноярской железной дороги Вадим Владимиров на региональном координационном совете по вопросам повышения эффективности железнодорожных перевозок, который состоялся в декабре в Красноярске.
В работе координационного совета, итогового в завершившемся году, наряду с руководством маги-страли и основных предприятий полигона дороги приняли участие представители крупнейших промышленных и транспортных компаний, а также региональных профильных министерств и общественных организаций.

– Красноярская дорога в 2019 году функционировала в сложных условиях: это постоянно растущие перевозки в восточном направлении и масштабные проекты по модернизации инфраструктуры, – пояснил Вадим Владимиров. – Благодаря плодотворной совместной работе с партнёрами мы смогли добиться хороших результатов.

Уголь пошёл в рост
Как отметил заместитель начальника Красноярского территориального центра фирменного транспортного обслуживания Руслан Юдин, на магистрали удалось превысить объёмы погрузки 2018 года на 0,2%. При этом отдельные показатели демонстрируют значительный рост. В частности, магистраль стала отправлять больше товаров за границу: экспортный грузопоток увеличился на 3,1%. Также точкой роста в завершившемся году стала Хакасия. В частности, темпы погрузки по станциям, расположенным на территории этого региона, относительно прошлогоднего показателя составили 106,6% (на декабрь 2019 года).

Основной вклад в прирост погрузки дал промышленный подъём в регионах присутствия дороги. Так, индекс промышленного производства в Республике Хакасия в январе–октябре 2019 года по сравнению c январем–октябрём 2018-го составил 108,4%, в Красноярском крае – 100,9%.

– На фоне такой динамики промышленного производства в регионах обслуживания Красноярской железной дороги, безусловно, есть отрасли и предприятия, которые демонстрируют хорошие темпы развития, – сообщил Руслан Юдин. – Например, уверенный рост показали угледобывающие предприятия. По итогам 2019 года объём погрузки угля увеличился на 4,5% или 2,4 млн тонн.

Главной точкой роста угольной погрузки на полигоне магистрали стало развитие перспективного центра угледобычи Хакасии – Бейского угольного месторождения, которое является одной из составляющих комплексного инвестиционного проекта «Енисейская Сибирь». Весь 2019-й продолжалось его активное освоение, и по итогам года отгрузка угля с этого месторождения составила 10,7 млн тонн, что выше относительно 2018 года на 20% или 1,8 млн тонн.

Зерно для Ирландии
Положительную динамику по итогам года продемонстрировали и сельхозпроизводители. В абсолютном значении прирост отгрузки зерна достиг 298 тысяч тонн, это на 47,7% (то есть почти в полтора раза) выше уровня 2018 года. Благоприятные погодные условия способствовали росту валового сбора, урожайности основных сельскохозяйственных культур и расширению каналов сбыта зерна в условиях высокого спроса со стороны мукомольных предприятий и животноводческих комплексов регионов. Также в текущем году сибирские аграрии стали осваивать экспортную отгрузку по новым, ранее не освоенным, направлениям. В их числе Шри-Ланка, Швеция, Бангладеш, Иран, Ирландия.

Существенно в истекшем году прибавили строительные грузы. Они показали прирост на 9,2% или 109,6 тысяч тонн. Стоит отметить, что в объёмах перевозок этой номенклатуры существенную роль сыграла реализация инвестиционных проектов на инфраструктуре ОАО «РЖД».

Высокие результаты показал цемент, перевозки которого выросли на 14,3% или 82,2 тыс. тонн. Здесь главный вклад сделал Ачинск. В 2019 году компания «Ачинский Цемент» не только увеличила объёмы производства, но и нарастила собственный парк вагонов, а также расширила географию поставок своей продукции.

20 футов над рельсами
Одним из важнейших направлений развития грузовой работы стали контейнерные перевозки. Объём погрузки контейнеров по итогам года составил 3,1 млн тонн. Это превышает аналогичный показатель 2018 года на 70% или 1,3 млн тонн. На протяжении нескольких лет основная динамика роста контейнерных отправок обеспечивается за счёт увеличения перевозок пиломатериалов на экспорт. Кроме того, наблюдается переориентация вагонных отправок на контейнерные перевозки пеллет на экспорт – в 2019 году прирост этого сегмента составил 88% или 108,3 тыс. тонн.

На Красноярской дороге одним из факторов, обеспечивших высокий рост погрузки, в 2019 году стало открытие конкретных железнодорожных станций по работе с крупнотоннажными контейнерами.

Также одним из значимых результатов минувшего года стало распространение технологии отправления контейнерных поездов по расписанию. По итогам года таких составов отправлено в 3,5 раза больше, чем в 2018 году.

Наряду с ускоренными контейнерными перевозками на полигоне Красноярской железной дороги продолжена реализация услуги «Грузовой экспресс» для предприятий лесопромышленного комплекса. Их общее количество за год составило 68 поездов.

– Российский рынок железнодорожных контейнерных перевозок в 2019 году демонстрировал устойчивый рост, – отметил директор филиала ПАО «ТрансКонтейнер» на Красноярской железной дороге Юрий Павлов. – Это обеспечено за счёт комплекса факторов, в числе которых выход на новые рыночные сегменты и расширение грузовой базы, упрощение и ускорение процесса перевозки, повышение качества клиентского сервиса и конкурентного ценообразования. Основным фактором роста на Красноярской дороге стали международные перевозки. Драйвером послужило и развитие новых комплексных мультимодальных сервисов, привлекательных для экспортёров, наличие субсидирования контейнерных перевозок китайской стороной через сухопутные пограничные переходы.

По словам Юрия Павлова, тренд на рост сектора контейнерных перевозок сохранится и в 2020 году. В частности, только ПАО «ТрансКонтейнер» планирует отправку 125,8 тыс. ДФЭ (контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте), это на 9,3% выше прогнозного уровня 2019 года.

Наиболее быстрорастущим сегментом, по мнению экспертов, станут интернет-продажи контейнерных услуг. В частности, в ПАО «ТрансКонтейнер» они уже стали основным каналом взаимодействия с клиентами. В прошлом году в компании выполнен переход с используемого ранее комплекса удалённого доступа на онлайн-сервис ISales, с помощью которого клиент может заказать услуги контейнерной перевозки в несколько кликов практически по всей территории евразийского континента.

Переход на «личности»
Курс на развитие цифровой работы с клиентами последовательно реализуется на Красноярской дороге. По данным на IV квартал 2019 года, 85,2% грузоотправителей и грузополучателей магистрали подключены к системе электронного документооборота ЭТРАН. Доля электронных накладных на перевозку грузов превышает 87%. В 2020 году система цифровых услуг на дороге будет продолжать расширяться. В ней появятся, в частности, такие блоки, как электронное согласование и утверждение схем погрузки, подписание коммерческих актов и вагонных листов, а также другие автоматизированные сервисы.

В рамках развития комплексных информационных систем для участников рынка железнодорожных перевозок расширяется функционал раздела «Грузовые перевозки» корпоративного сайта ОАО «РЖД», внедряется «Личный кабинет клиента», а также Единый call-центр службы клиентской поддержки по вопросам грузовых перевозок.

«Личный кабинет клиента» сегодня позволяет предварительно рассчитывать и заказывать услуги, связанные с перевозкой грузов, получать информацию о дислокации вагонов и контейнеров, о перечне операций с вагоном (погрузке/выгрузке, подаче/уборке), о техническом состоянии вагона – деповских и капитальных ремонтах, и их сроках. А кроме того, получать справочную информацию о состоянии лицевого счёта и движении денежных средств, оплачивать заказанные услуги и контролировать их статус.

В дальнейшем планируется реализовать возможность просмотра и оформления всех документов, связанных с доставкой грузов, записаться на прохождение аттестации работников, ответственных за погрузку, размещение, крепление грузов, заключать и подписывать договоры и соглашения.

Рекорд транзитом
Подводя итоги года, участники координационного совета уделили внимание и транзитной роли магистрали. Два широтных хода Красноярской дороги продолжают оставаться основными путями транспортного сообщения с востоком страны, и значимость их со временем только растёт.

Как подчеркнул начальник Красноярской дирекции управления движением Николай Никитченко, в 2019 году эксплуатационный грузооборот магистрали вырос на 2,1%, и составляет около 134,4 млрд ткм. Ежесуточная передача по стыковым пунктам увеличилась на четыре поезда ежесуточно.

Уже в 2016 году грузооборот по дороге достиг уровня 1988 года, который является максимумом докризисного периода. С тех пор дорога обновляет рекорды ежегодно, и в 2019 году превысила уровень 1988 по этому показателю уже на 15%.

– Необходимо отметить, что основной рост объёмов перевозок приходится на главный ход дороги, где грузооборот увеличен к уровню прошлого года на 6,7%, – сообщил Николай Никитченко.

Большая работа проделана по организации вождения соединённых, а также поездов повышенной длины и массы. В частности, совместно с грузоотправителями удалось достичь повышения весовой нормы отправительских маршрутов до 6300 тонн. Начиная с января 2019 года организовано движение угольных поездов с таким весом со станций Камышта, Ташеба, Минусинск, Кильчуг, Заозёрная, а также формирование отправительских маршрутов с нефтепродуктами повышенного веса со станции Новая Еловка.

Значительно выросло количество отправок со стыковых станций магистрали поездов повышенной массы. По данным на декабрь, из Мариинска и Междуреченска составов весом 6300 тонн отправлено на 27,9% больше, чем в 2018 году.

За счёт всех этих мер средний вес поезда на дороге вырос к уровню прошлого года на 10 тонн и составил 4195 тонн.

Активно велись в завершившемся году работы в рамках программы «Комплексное развитие участка Междуреченск – Тайшет». Только в течение декабря введён в эксплуатацию и открыт для движения второй путь перегона Ирба – Красный Кордон, а также прошла сдача приёмной комиссии нового разъезда на перегоне Агул – Коростелёво. Ожидается, что ввод этих объектов в эксплуатацию позволит на лимитирующем участке Абакан – Саянская повысить пропускную способность в чётном направлении с 25 до 31 пары грузовых поездов в сутки.

На 2020 год запланирована сдача в постоянную эксплуатацию вторых путей на перегонах Красный Кордон – Кизир, Сисим – Щетинкино, Сисим – Джетка, Лукашевич – Кравченко, Мана – Хабайдак, двухпутной вставки на перегоне Кой – Хабайдак. Это повысит пропускную способность в чётном направлении до 37 пар грузовых поездов. При этом провозная способность возрастёт с 46,6 млн тонн до 57,5 млн тонн в год (при движении поездов весом 6300 тонн).

Объём ремонтно-путевых работ по оздоровлению имеющейся инфраструктуры на 2020 год также запланирован с увеличением. Всего на магистрали будут проведены работы на 273,9 км пути, что на 34,5 км больше, чем в 2019 году. По главному ходу дороги основной разворот ремонтной кампании запланирован в период с 21 апреля по 17 сентября. По южному ходу работа спланирована с 1 мая по 27 августа.

Ожидается, что в 2020 году производительность локомотива составит 2232 тыс. ткм бр., средняя участковая скорость грузового поезда – 43,5 км/ч, а средний вес грузового поезда достигнет 4196 тонн.

p1.jpg
p2.jpg
Артем Яковлев