16 января 2021 01:56

16 января 2021 01:56

фото: Егор Филатов

Следующая остановка – «Первобытный лагерь»

В окрестностях станции Красноярск археологи нашли стоянку древнего человека.
Находка была сделана в ходе археологических раскопок на склоне Афонтовой горы, возле восточной горловины станции Красноярск, на 4099 километре Транссиба. Исследования проводились здесь в течение последних четырёх лет в связи со строительством четвёртого автомобильного моста через Енисей и съездов с него.

‒ Охотничья стоянка древнего человека была обнаружена в ходе последнего этапа раскопок, который начался в октябре 2016 года, ‒ рассказал заместитель директора компании «Красноярская геоархеология» Данила Лысенко. ‒ К настоящему моменту работы завершились. Лагерь охотников располагался на склоне горы, там, где вскоре будет построен выезд с четвёртого моста на улицу Волочаевскую. Находка относится к эпохе палеолита, ориентировочно ей 12 ‒ 20 тысяч лет.

По словам археолога, древние обитатели лагеря на склоне не жили, а лишь устраивали временную стоянку для выслеживания, охоты и разделки зверя. Крутой склон горы тем и был удобен, что давал широкий обзор берега и позволял скрытно наблюдать за крупным рогатым палеоскотом. Фауна на берегах Енисея в ту пору сильно отличалась от нынешней. Основной добычей охотников были олени, шерстистые носороги и бизоны. Рельеф местности, к слову, также сильно отличался: например, в те годы именно у подножия Афонтовой горы находилось устье Качи. Свои воды в Енисей речка несла почти точно по траектории нынешнего Транссиба.

К слову, первые археологические находки в Красноярске появились именно благодаря прокладке Транссибирской магистрали. Причём одно из самых нашумевших открытий было сделано возле железнодорожного моста через Енисей.

Первые раскопки на Афонтовой горе проводил Иван Савенков с 1883 года, но долгое время особых редкостей не обнаруживал. Лишь во время прокладки Транссибирской дороги, когда строители снимали один пласт земли за другим, проявились по-настоящему значимые находки. Учёный ходил на строящуюся линию, как на работу, совал нос в каждую канаву и мешался под ногами настолько, что на него несколько раз писали жалобы. Было даже подано прошение от железнодорожников о признании Савенкова душевнобольным. Восстановить свою репутацию исследователь смог после того как опубликовал доклад, в котором рассказал о собранных на месте путевых работ 1500 экземплярах фауны и 250 «древних изделиях». Сообщение это произвело настоящий фурор в научном мире. Более того, образцы, найденные Иваном Савенковым, оказались не имеющими аналогов нигде в мире. С тех пор эта древняя культура и получила название «Афонтовской». Коллекции с археологических стоянок «Афонтова гора» и «Афонтова гора-2» вывезены сейчас в Москву. Наиболее примечательные артефакты выставлены в крупнейших археологических, исторических и культуроведческих музеях от Эрмитажа до Лувра.

Какими же были древние люди, чья охотничья стоянка располагалась на месте будущей станции Красноярск? Так называемые афонтовцы жили в Сибири почти 20 тысяч лет назад. Они не знали железа, зато в совершенстве владели технологией изготовления каменных орудий. Это самый древний народ Сибири, известный историкам. Владели афонтовцы и огнём – на месте найденного лагеря обнаружены их кострища. Детальнее о быте и облике древних красноярцев учёные смогут сказать только после полного анализа и исследования артефактов.

‒ Раскопки на склоне Афонтовой горы завершены, но это только начало, ‒ сообщил Данила Лысенко. ‒ Сейчас проводится опись найденных объектов. А это дело кропотливое и не быстрое. Одним из результативных методов, применяемых в археологии, является радиоуглеродный анализ, который позволяет уточнить возраст находок. Мы отправили на такое исследование образцы предметов из охотничьего лагеря. Но своей очереди они будут дожидаться более полутора лет.

Общее количество находок, сделанных во время работы археологического лагеря, измеряется сотнями единиц. И это закономерно, ведь размер стоянки, по словам археологов, очень велик. Общая площадь участка составляла несколько тысяч квадратных метров, глубина раскопов достигала 19 метров.

Любопытно, что добыча археологов не ограничивается артефактами каменного века. Одной из неожиданных находок учёных стали фрагменты царской железной дороги, найденные в 2014 году при первичной выемке грунта. Рельсовый путь, обнаруженный археологами, был проложен в начале ХХ века и служил поначалу запасным путём для станции Красноярск и расположенного поблизости военного лагеря (на территории нынешней дорожной больницы). В дальнейшем, уже в советскую эпоху, этот путь был перепрофилирован – он служил подъездом к стрелочному заводу, который некоторое время располагался прямо на берегу Енисея, на месте нынешнего мелькомбината. Около пятидесяти лет назад нужда в этом подъезде отпала, но по случайности он не был разобран, а оказался просто засыпан землёй.

Место, где некогда пролегал этот путь, сейчас находится под опорами нового автомобильного моста. Скоро будет укрыт асфальтом и охотничий лагерь каменного века. Здесь уже началось возведение съезда. Раскопки на 4099 километре Транссиба закончены, однако в 2017 году в крае будет проводиться ещё немало археологических работ. На Таймыре идут исследования поселений каменного века, а в Енисейске археологи изучают артефакты эпохи русской колонизации.
Артем Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31