16 января 2021 02:14

16 января 2021 02:14

фото: архив КЖ

Обучение с импровизацией

Корреспондент «КЖ» помог провести открытый урок в школе на станции Инголь

Словосочетание «открытый урок» часто внушает трепет даже опытным педагогам, ведь это понятие воспринимается как элемент контроля, проверки знаний. А по существу каждое занятие в школе потенциально должно быть как раз таким ‒ открытым для тех, кому важно посмотреть, как работает учитель, как подготовлены дети.
В средней школе №47 ОАО «РЖД» на станции Инголь к этому относятся именно так. Поэтому директор образовательного учреждения Татьяна Романова на высказанную вечером просьбу: «Можно ли поучаствовать завтра утром в проведении урока?» ‒ отреагировала абсолютно спокойно. «Конечно, можно», ‒ без колебаний ответила она. Подготовить занятие специальным образом не получилось бы: учителей и детей в школе уже не было. А значит, предстоял обычный урок, но с элементом импровизации.

Утром я вошёл в класс, где уже были расставлены столы для групповой работы ребят. Оборудованное компьютером и интерактивной школьной доской, это помещение технически вполне соответствовало поставленной задаче: провести учебное занятие по теме «Богатства родного края». Речь шла о полезных ископаемых Красноярского края и добывающей промышленности Шарыповского района. В интересной игровой и познавательной форме школьникам объясняли, что такое минералы и органические вещества и чем богата их родная земля.

Учитель начальных классов Екатерина Забродина удачно задействовала информатизационный ресурс: с компьютера подавались команды, и мультимедийная доска «рассказывала» о том, как вещества, добытые из земли, служат в хозяйстве человека. В частности, энциклопедическая видеостатья поведала о том, как и когда зародился каменный уголь. Затем учитель рассказала, что такое нефелин и зачем он нужен в промышленности. Ребятам эта сложная тема показалась интересной, и неслучайно. Инголь – посёлок железнодорожников. Добываемые в округе полезные ископаемые, уголь и руду, перевозят по железной дороге, на которой работают родители школьников.

В середине урока была проведена познавательно-практическая работа: ученики получили кусочки угля для изучения его физических свойств: твёрдости, хрупкости, запаха. Они выясняли, как он ведёт себя в воде. Работая в группах, ребята фиксировали все отмеченные ими качества угля, затем представитель от каждой группы делал короткий доклад.

‒ Уроки мы стараемся вести так, чтобы зажечь детей вопросами, на которые они непременно захотели бы найти ответ ‒ сами или с помощью учителя, – говорит Екатерина Забродина. ‒ Сами видите, как стараются ребята.

Открытый урок здесь – повод узнать больше нового. Вот и корреспондента «Красноярского железнодорожника» просят рассказать что-нибудь интересное по заявленной теме.

Решаю познакомить ребят с современной гипотезой возникновения залежей каменного угля из древней растительности вследствие космического катаклизма, а не просто в результате образования в земле «в условиях высокого давления окружающих пород земной коры и сравнительно высокой температуры», как это считалось раньше. В историю сами собой вплетаются и «золотой век» растительной жизни на планете, и динозавры, которые, возможно, погибли по той же причине, по которой обуглилась древняя растительность. Судя по всему, рассказ и рисунки на доске понравились ребятам. К финалу они делают основные выводы и отвечают на вопросы, поставленные в их группах в начале урока. И вот звенит звонок.

‒ Понравился урок? – спрашивает меня директор школы Татьяна Романова.

Отвечаю утвердительно, понимая, как важно, что такой урок – обычное дело для этой железнодорожной школы, расположенной в глухом уголке Сибири. При этом ребята здесь вовсе не чувствуют, что живут на окраине, напротив, они постоянно находятся в центре увлекательных образовательных процессов, открывают что-то новое, познают собственные возможности.

А подтверждение тому – многочисленные дипломы и призы, которыми это образовательное учреждение отмечено на уровне Шарыповского района, Красноярского края, России и сети Российских железных дорог. Ингольская школа постоянно входит в шорт-лист отраслевых образовательных проектов.

Каждый ребёнок, в какой бы семье он ни родился и где бы ни жил, имеет право на образование, которое максимально раскроет его потенциал. Хорошая школа – это не только любящие детей и работающие на результат учителя, но и объединяющий все направления деятельности воспитательный комплекс, в котором есть место для собственного музея, мастерских прикладного и технического творчества, уроков патриотического воспитания. Благодаря этому весь коллектив становится единой семьёй. И в этом очевидна заслуга директора Татьяны Романовой, ведь руководителю удаётся сплотить и мотивировать на творчество всех, кто учится и работает в маленькой поселковой школе на далёкой окраине Красноярья.
Роман Кайгородов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31