20 января 2021 01:22

20 января 2021 01:22

фото: Архив В.Харина

Хаб и музей в глубинке

В XIX веке через Тебу везли металл, а сегодня она привлекает спортсменов и туристов

Первое русское поселение на берегах горной речки Тебы возникло в конце XIX века. Примечательно, что появилось оно ровно с теми же целями, каким служит сегодня железнодорожная линия Междуреченск ? Абакан.
Посёлок играл роль соединительного транспортного звена между Хакасией и Кузнецкими землями. Металл из Абаканского чугуноплавильного завода (нынешняя Абаза) доставляли в Тебу на телегах. Для того, чтобы гужевые повозки могли пробиться через чащобу горной тайги, власти завода прорубили в лесу специальную дорогу. По этой просеке и шли подводы с металлами и чугуном, причём поездка на две сотни вёрст от Абазы до Тебы длилась больше недели. В любую распутицу дорога становилась непроезжей, а осенью и весной вовсе не использовалась. Так что обозники особо и не торопились.

В Тебе дорога кончалась. Дальше можно было отправлять груз по течению реки, и нужда в телегах отпадала. Металл выгружали на специально построенный склад, и там он ждал, пока за ним придёт лодка. Говоря современным языком, в Тебе действовал мультимодальный грузовой хаб. Объёмы перевозок, впрочем, были невелики: в месяц Абаканский завод производил около 10 тонн продукции, большая часть которой шла в Минусинск и его окрестности, а до Кузнецка доходила лишь небольшая её доля.

Несмотря на свою скромность, тебинский перевалочный узел исправно функционировал на протяжении более чем полувека, до советской поры, пока не был построен Новокузнецкий металлургический комбинат, а объёмы добычи руды в Абазе не выросли в несколько раз. На телегах всё это добро было уже не увезти. Поначалу сырьё наладились доставлять по Транссибу, но путь этот был очень долгим. Так, собственно, и оформилась необходимость строительства железнодорожной ветки через Алатау, которая проложена почти в точности по тем местам, где некогда проходила заводская дорога. Посёлок Теба вновь оказался возле этого пути. Теперь в качестве станции. В официальную эксплуатацию Тебу приняли в 1959 году, а специализацией её стала энергетика. В окрестностях располагаются район контактной сети и тяговая подстанция Абаканской дистанции электроснабжения.

Один из известных тебинских железнодорожников по специальности как раз электрик. Дом Виктора Харина, бывшего работника дистанции электроснабжения, а ныне пенсионера, в посёлке покажет любой. Ведь это не просто дом, а краеведческий музей, который железнодорожник создал сам. И экспонаты для него тоже собрал собственноручно.

- Долина Томи – край, таящий немалые богатства для археологов, - рассказывает ветеран. - При раскопках артефакты древних средневековых культур обнаруживают здесь на глубине в 20–30 сантиметров. Это, по сути, один раз копнуть лопатой. А остатки более поздней истории, царского и советского времени буквально лежат на земле. Можно просто ходить и собирать. Собственно, это и была одна из главных задач, ради которых создавал я свой музей: собрать эти предметы, свидетельства и следы былых времён. Сохранить их, чтобы они не растерялись.

Одним из самых ярких детских воспоминаний у Виктора Харина стала старинная находка: золотая монета, которую его дедушка обнаружил прямо у себя в огороде. Монетка была датирована 1841 годом. Для сибирского паренька она показалась чудом похлеще иного экспоната царской сокровищницы. Не в далёких неведомых краях, не прочитанная где-то в книгах, а прямо здесь, под ногами, лежала глубокая и древняя история. Была она ничуть не менее обширной и интересной, чем то, о чём писали в учебниках. С тех самых пор, по признанию железнодорожника, он по-настоящему заинтересовался родным краем.

Сегодня в коллекции Виктора Харина есть артефакты разных времён. Самые древние экспонаты его музея – палеолитические окаменелости, относящиеся к эпохе ещё до возникновения человека. Им не один миллион лет. Продолжают историческую линию предметы быта древней истории края. Это каменные наконечники стрел, скифские пряжки и украшения. При этом музей не ограничивается иллюстрацией дней минувших. Посетители могут ознакомиться и с живописными работами автора. На них изображён сегодняшний день Тебы – горы, реки, железная дорога и станция.

Экспонатов в музее так много, что они уже не помещаются в двухэтажном доме ветерана. Многие из них выставлены во дворе, другие хранятся в подсобных помещениях, дожидаясь своей очереди. Несколько лет назад руководство железной дороги приняло решение оказать помощь энтуазисту. Для размещения краеведческого музея ему было выделено здание, ранее принадлежавшее дороге. Сейчас Виктор Харин завершает ремонт в этом помещении. Скоро там будет выставлена летняя экспозиция музея.

Справка «КЖ»

Теба – станция 5 класса Абаканского региона Красноярской железной дороги. Расстояние до Красноярска – 941 км. Расстояние до Москвы – 3974 км. Координаты: 53°64' с. ш., 88°54' в. д.
Артем Яковлев
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31