22 января 2021 23:20

22 января 2021 23:20

фото: личный архив Ирины Долгушиной

Декабристка Ирина Долгушина

Об эволюции TV-рынка, цифровом вещании и телешколе во Дворце культуры железнодорожников

Представить красноярское телевидение отдельно от Ирины Долгушиной, как и наоборот, Ирину Долгушину без красноярского телевидения  невозможно. Начало её профессиональной карьеры совпало с эпохой Советского Союза, она работала во время глобальных перемен в 90-х и в перенасыщенных нулевых. Её работы на телевидении не раз удостаивались наград различного уровня. Однако самой большой наградой, по словам Долгушиной, для неё остаётся народное признание.
Ей доверяют телезрители, к её советам прислушиваются, а передачи собирали и собирают значительную зрительскую аудиторию.

Оканчивая школу, Ирина Долгушина хотела быть одновременно и журналистом, и инженером гражданской авиации. Она мечтала строить самолёты. Ей нравилась геометрия и казалось, что женщина-конструктор судов воздушного флота ‒ это здорово! Ещё учась в десятом классе, параллельно она успешно окончила заочную школу при Харьковском институте гражданской авиации. Но вместе с тягой к небу ей ещё очень нравилась литература.

‒ Любила писать сочинения, заметки в районную газету, ‒ вспоминает Ирина Долгушина. ‒ Поэтому, получив аттестат, я не стала торопиться с выбором профессии и решила проверить свои чувства. Пошла работать юнкором в районку. И за год так влюбилась в журналистику, что сомнений «кем быть?» уже не осталось.

‒ Мне хотелось работать в газетной журналистике, в крайнем случае ‒ журнальной, тем более что учили нас всё-таки на газетчиков, ‒ говорит Ирина Долгушина. ‒ В Ростове местное ТВ, как, впрочем, и везде в регионах в конце 70-х ‒ начале 80-х годов было формализованным и скучным, хорошие развлекательные программы выпускало только Центральное телевидение.

Окончив университет с красным дипломом, она получила направление в областную газету «Комсомолец».

С профессиональной точки зрения всё у молодого специалиста складывалось удачно, но личные обстоятельства заставили Ирину уехать из Ростова.

Взяв чемодан и связку книг, она отправилась в Красноярск, где на краевом телевидении работал её однокурсник Александр Костровец, который предложил ей попробовать сменить амплуа.

‒ Вот и пробую, страшно сказать, уже более 30 лет! улыбается Ирина Васильевна.

За это время она прошла путь от корреспондента до генерального директора телеканала.

Именно Долгушина стояла у истоков становления нового информационного телевидения в крае.

Созданный при её непосредственном участии в 1990 году «ИКС» стал абсолютно новым проектом информационного вещания.

‒ Так сложилось, что в одно время в одном месте собрались талантливые, креативные люди, фонтанирующие идеями, ‒ вспоминает Ирина Долгушина. ‒ Это Сергей Ким, Ольга Альберг, Ирина Третьякова. В наш «ИКС» многие не верили, не понимали, как можно доверить вести информационную программу на краевом телевидении журналисту, а не диктору. И в этом было кардинальное отличие от предыдущей новостной программы «День края» ‒ консервативной, выверенной, всегда выходившей в записи, с безукоризненным русским языком ведущих. И первое время у нас сильно были напряжены отношения с дикторским коллективом краевого телевидения. Ведь, по сути, мы их оставили без работы. Безусловно, «День края» был хорошим, но скучным.

Новое время потребовало нового подхода к новостям. Появились первые смелые материалы и первое сознательное противостояние цензуре, которая тогда ещё существовала. Было запущено приложение «ИКС-13» ‒ сатирический, почти фельетонный выпуск новостей, выходящий 13-го числа каждого месяца.

– Мы первыми на красноярском телерынке ввели ночной информационный выпуск под названием «24 часа», и он быстро завоевал аудиторию, – продолжает Ирина Долгушина. – Мы купались в народном признании, боролись за правду, и люди нам верили. Это было тогда ново и неожиданно не только на краевом, но и на российском телевидении. Для тех, кто делал информационный канал событий, работая в кадре и за кадром, он стал настоящей профессиональной школой, «поставил на крыло» практически всех нынешних руководителей красноярских телеканалов.

Казалось бы, чего ещё можно желать – карьера состоялась. Есть слава, уважение коллег, достойная зарплата. Однако в 1994 году Долгушина уходит с краевого телевидения. И уходит с командой единомышленников по сути «в никуда» ‒ в маленький домик в Николаевке, бывшую казачью конюшню. Так рождался новый проект – телекомпания ТВК.

Полученные два миллиона отпускных все вложила в новое детище: протянула к зданию будущей телекомпании кабель от телевышки, сделала ремонт и оборудовала новостную студию.

‒ Конечно, я рисковала, – признаётся Ирина Васильевна. – Семья, две маленькие дочери. Я очень ответственно относилась к своей работе, а вот близких ставила под удар.

Но этот риск оправдался сторицей. Через год «Новости ТВК» становятся самой рейтинговой программой на краевом телерынке, а в 1998 году компания вместе с сетевым партнёром организует и проводит в краевом центре масштабный фестиваль «Шесть дней ТВ-6».

Затем в творческой карьере Ирины Долгушиной были телекомпании «Телесфера – 7», «ТВ-Енисей», позднее она заняла пост советника губернатора края по телевещанию.

Несмотря на то, что эту должность Ирина Васильевна называет «пенсионерской», работать здесь приходилось ничуть не меньше, чем в период становления новых форматов телевидения. Главная задача, возложенная на неё, – переход регионального телевидения на цифровое вещание и взаимодействие краевых властей с телеканалами.

Ещё одно детище Ирины Васильевны – Ассоциация телевещателей и телепроизводителей Красноярского края «Енисей ТВ», которая стала платформой, объединяющей интересы телекомпаний городов и районов края.

– Создали её по инициативе губернатора Александра Хлопонина, в декабре 2004 года, – рассказывает Ирина Долгушина. – У меня вообще так складывается в жизни, что самые важные решения и глобальные проекты принимаются и начинаются в декабре.

Каждый год Ассоциация собирает руководителей региональных телекомпаний и журналистов в самых различных уголках Красноярского края. И делают они это не только для того, чтобы обсудить свои телевизионные проблемы. Главная задача – познакомить журналистов с жизнью городов и посёлков края, рассказать им о предприятиях, которые там находятся, о людях, которые работают. Уже не раз в объективы телекамер творческого десанта попадали населённые пункты, где градообразующим предприятием является железная дорога.

– Я благодарна начальнику Красноярской магистрали Владимиру Рейнгардту за то, что он всегда поддерживает наши проекты, идёт нам навстречу, чтобы представители СМИ могли разобраться в специфике железнодорожных профессий, чтобы в своих материалах и репортажах они могли грамотно и интересно рассказывать о работе магистрали.

Во Дворце культуры железнодорожников нашёл приют и, как говорит Ирина Васильевна, её «крайний» проект – «Телешкола Ирины Долгушиной». Здесь обучаются сложному журналистскому ремеслу люди с уже приобретёнными профессиями экономиста, врача, военного. Учатся и молодые, начинающие телевизионщики.

Задача телешколы не только научить их грамотно говорить, писать сценарии, снимать и монтировать видео. Главное – донести до телешкольников золотой опыт тех, кто стоял у истоков краевого телевидения.
Олеся Мизинко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31