20 января 2021 12:35

20 января 2021 12:35

фото: Пресс-служба КраснЖД

Транспортный каркас

Организация пересадочных узлов – необходимый шаг в развитии проекта «Городская электричка»

Вопросы развития инфраструктуры и городских железнодорожных маршрутов, а также что нужно сделать, чтобы схемы движения общественного транспорта не доставляли проблем жителям и гостям краевого центра в период проведения Всемирной зимней Универсиады 2019 года, обсудили на заседании комитета Законодательного собрания Красноярского края по промышленной политике, транспорту и связи.
Мероприятие прошло в формате рабочей поездки краевых парламентариев по городскому железнодорожному кольцу.

На сегодняшний момент проект «Городская электричка» включает три направления, которые охватывают практически все районы как в правобережной части города, так и на левом берегу, а также город-спутник Дивногорск. Ежедневно в городской черте проходит 30 пар электропоездов, в том числе 10 пар, которые курсируют только в пределах Красноярска. Разработанный график движения обеспечивает доставку жителей в утренние и вечерние часы на работу и обратно, позволяя избежать пробок на дорогах.

В 2016 году проект был защищён на инвестиционном комитете ОАО «РЖД». Предусмотрено выделение средств на сумму 430 млн рублей – на строительство 13 платформ на 8 остановочных пунктах, реконструкцию платформ на остановочном пункте Мясокомбинат и устройство съезда для организации приёма поездов на станции Злобино. Уже выполнены проектирование 9 пассажирских платформ на 5 остановочных пунктах и одной станции.

‒ Мы делаем ставку не на конкуренцию электропоездов с другими видами городского транспорта, а на интеграцию, ‒ отметил Владимир Рейнгардт. ‒ И сегодня уже можно уверенно говорить, что городские электрички являются частью системы общественного транспорта.

В черте города действует 17 остановочных пунктов электропоездов. В текущем году за счёт средств ОАО «РЖД» планируется построить шесть посадочных платформ на четырёх остановочных пунктах: Северное Шоссе, Калинина, Бобровый Лог, Тихие Зори, а также выполнить проектные работы на остановочных пунктах Мясокомбинат, Камская, Металлургов. На дальнейшую перспективу рассматривается строительство ещё двух ‒ Озеро-парк и Мичурина.

Кроме того, городским электропоездам отводится одна из ключевых ролей в решении транспортных проблем Универсиады. Проект «Городская электричка» уже вошёл в ряд программ краевого и федерального уровня. Сегодня он позволяет доставлять пассажиров к семи из 12 спортивных объектов студенческих игр. К Универсиаде новые платформы появятся ещё на шести остановочных пунктах. Таким образом, к 2019 году во внутригородских перевозках планируется задействовать 22 остановочных пункта.

Как отметили на совещании, успешное развитие городского железнодорожного транспорта стало возможным благодаря всесторонней поддержке региональных властей. «Городская электричка» Красноярска – это совместный проект, который реализуется в рамках трёхстороннего соглашения между ОАО «РЖД», городской администрацией и краевым правительством.

‒ Мэрия Красноярска участвует в этом проекте с 2013 года, ‒ подчеркнул первый заместитель главы Красноярска Игорь Титенков. – Ежедневно городской общественный транспорт перевозит более 700 тысяч пассажиров, поэтому мы заинтересованы в том, чтобы потоки перераспределялись на альтернативные виды передвижения, и одним из них является городская электричка. Город уже вложил в реализацию этого проекта более 70 млн рублей. Обустроил удобные подходы от автобусных остановок к десяти пассажирским платформам, открыл на станции Красноярск-Северный остановочный пункт для шести автобусных маршрутов, и в текущем году эта работа продолжится.

Край поддерживает проект на законодательном уровне. В 2014 году региональным правительством был принят единый тариф на протяжении всего внутригородского маршрута. Сегодня цена поездки в городской электричке составляет 19 рублей, независимо от дальности. Такое решение тоже во многом стало дополнительным стимулом для роста пассажиропотока. – С 2012 года число пассажиров во внутригородском сообщении увеличилось на 49%, ‒ отметил Владимир Рейнгардт. – Только за прошлый год городской электричкой воспользовалось более миллиона красноярцев.

Однако, по мнению министра транспорта Красноярского края Сергея Ерёмина, одних управленческих решений и небольших инвестиционных вливаний для того, чтобы привлечь дополнительный пассажиропоток, уже недостаточно.

‒ Без серьёзных инфраструктурных проектов, без развития в регионе нового транспортно-логистического продукта, а именно строительства транспортно-пересадочных узлов и обновления подвижного состава, в ближайшие годы не удастся достичь серьёзного увеличения объёмов перевозок по городскому кольцу, ‒ отметил Сергей Ерёмин. – В перспективе городская электричка может стать каркасом общественного транспорта и перевозить до 20 млн пассажиров в год. Но для этого нужно выходить на качественно другой уровень решений. Генеральным планом Красноярска предусмотрено возведение шести ТПУ регионального значения и шестнадцати ‒ городского значения.

Первый крупный транспортно-пересадочный узел «Северное Шоссе» запланирован на пересечении проспекта Авиаторов с улицей Светлогорской, на площадке между двумя новыми микрорайонами ‒ Преображенским и Солонцы-2.

Здесь для пересадки пассажиров с одного вида транспорта на другой будет предусмотрена самая современная и комфортная инфраструктура с траволаторами, крытыми переходами и даже супермаркетами. Предполагается, что в перспективе ТПУ «Северное Шоссе» станет крупнейшим транспортным узлом левобережья, который совместит в себе функции междугородного автовокзала и остановочных пунктов общественного транспорта – городских электричек, троллейбусов и автобусов.

Подобные транспортно-пересадочные узлы должны быть созданы в микрорайоне Тихие Зори, у станции Бугач, у платформы Путепровод, в районе шинного завода, а также проспекта Металлургов.

Но чтобы осуществить эти проекты, усилий только железнодорожников, городских и краевых властей недостаточно. К их реализации необходимо привлекать и инвестиции бизнеса, а в частности, строительных компаний. Тем более что генеральным планом развития Красноярска предусмотрено возведение новых домов в 13 микрорайонах краевого центра, в которых будет проживать более 340 тысяч человек.

И девелоперские компании уже на начальном этапе строительства должны учитывать возможности городского железнодорожного транспорта, участвовать в создании транспортно-пересадочных узлов.

‒ Удобная, комфортная транспортная инфраструктура позволит повысить спрос на реализуемое жильё и офисные площади в застраиваемых районах, ‒ подчеркнул Владимир Рейнгардт. ‒ Если найдутся компании, готовые вкладывать деньги, вполне возможно реализовать проект к Универсиаде в полном объёме. С целью поиска инвесторов, концепция развития транспортно-пересадочных узлов представлена в феврале на Сочинском экономическом форуме.

Готовность участвовать в создании ТПУ уже выразили компании-застройщики, принимавшие участие в совещании. По словам директора компании «Красноярск-Сити», осуществляющей строительство жилого комплекса «Преображенский» Петра Голубя, удобная транспортная структура – это гарантия успеха любого девелоперского проекта.

– Мы готовы участвовать в создании ТПУ, тем более что мы уже изучили опыт зарубежных компаний по строительству таких объектов, – подчеркнул Пётр Голубь. – Конечно, основным вопросом для инвестора в данном случае является привлечение в ТПУ денежных потоков, которые одна только «Городская электричка» не обеспечит. Поэтому в ТПУ возможно размещение разного рода торговых и социальных объектов.

Вместе с тем, железнодорожный транспорт должен быть не только доступным, но и комфортным. Поэтому на совещании говорили и о замене парка подвижного состава. По словам министра транспорта края Сергея Ерёмина, острая потребность в обновлении пригородного подвижного состава актуальна уже в текущем году.

– В течение последующих трёх лет нам придётся вывести из эксплуатации в связи с истекшим сроком службы 118 вагонов, или 49% всего парка, – сказал Сергей Ерёмин. – Если его не восполнять, то к 2020 году оставшихся вагонов не хватит для исполнения растущей программы пригородных перевозок.

В прошлом году по инвестиционной программе ОАО «РЖД» для Красноярской магистрали закупили четыре современных электропоезда. Далее в планах компании обновление подвижного состава не предусмотрено. А объёмы пассажирских перевозок сокращать нельзя.

В связи с этим Владимир Рейнгардт предложил обратиться к правительству России и в Госдуму для разработки специальной программы, субсидирующей обновление пригородных электропоездов в регионах страны.

Резюмируя встречу, председатель комитета по промышленной политике, транспорту и связи краевого Законодательного собрания Владимир Демидов сказал, что дальнейший успех проекта «Городская электричка» обеспечит только комплексный подход к его развитию, включающий, при необходимости, и внесение изменений в региональное законодательство.

– Важно в полной мере использовать потенциал востребованного жителями Красноярска железнодорожного общественного транспорта, – подчеркнул Владимир Демидов. ‒ Объединить усилия необходимо уже сейчас, ведь до встречи гостей Универсиады осталось меньше двух лет.
Олеся Мизинко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31