30 октября 2020 13:29

30 октября 2020 13:29

фото: КРИЖТ

Наука на перспективу

Соглашение университетского комплекса и Красноярской магистрали нацелено на инновационную деятельность

Вопросам развития науки в Красноярском институте железнодорожного транспорта всегда уделяется большое внимание. Здесь созданы все условия для самореализации сотрудников, студентов, аспирантов, сформированы сильная научно-исследовательская база и творческая научно-образовательная среда. Вуз готовит не просто специалистов с запасом фундаментальных знаний. Его выпускники сегодня ориентированы на создание и реализацию своих инновационных проектов на полигоне Красноярской магистрали.
ch1.jpg

Евгений Ильин, заместитель директора КрИЖТа по научной работе и информационным технологиям

‒ Евгений Сергеевич, что для института первостепенно – образование или наука? И какие научные события прошлого года, на ваш взгляд, были наиболее значимыми?

– Миссия института ‒ обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров для железнодорожного транспорта, способных действовать инновационно, систематически повышая уровень своих компетенций. Институт сохраняет лучшие традиции подготовки российских инженеров и обеспечивает высокий уровень профессиональных знаний путём развития фундаментальных наук, проведения прикладных исследований. Наиболее значимые результаты научно-исследовательских работ учащихся и сотрудников вуза находят признание у коллег по научному сообществу.

Если говорить про городские конкурсы, ориентированные на демонстрацию достижений среди школьников и студентов, то это, конечно же, НТТМ ‒ конкурс научно-технического творчества молодёжи. Наши студенты традиционно принимают в нём участие и ежегодно занимают призовые места. В прошлом году мы заявили на НТТМ‒2016 по Октябрьскому району Красноярска четыре проекта. Три из них получили дипломы победителя и путёвку на городской этап конкурса.

В качестве примера достижений молодых учёных можно привести недавнее участие преподавателя Валентины Ратушняк в конкурсе «Стартап Тур» в Томске, где она заняла третье место и получила право представлять институт на его суперфинале в Сколково. А в январе аспирант Татьяна Сергиенко прошла месячные курсы акселератора на базе Уральского федерального университета. Выступив с проектом по очистке сточных вод на полуфинале конкурса «Generations», она получила приглашение стать резидентом R&D Park на Красноярском заводе цветных металлов и золота.

Особенно важно участие в конкурсах, предусматривающих выделение финансовых средств на дальнейшее развитие проектов. Два проекта Красноярского института железнодорожного транспорта одержали победу в конкурсе Фонда содействия инновациям «УМНИК» и получили финансирование своих научно-технических идей на протяжении двух лет в объёме 500 тысяч рублей. Победивший в направлении «Новые приборы и аппаратные комплексы – Н4» проект «Разработка электрогидроимпульсного способа извлечения благородных металлов из растворов с низкой концентрацией» представил один из сотрудников студенческого конструкторского бюро КрИЖТа, Дмитрий Парфёнов (научный руководитель Анатолий Юрьев). В номинации «Информационные технологии – Н1» победила «Разработка интеллектуальной облачной системы распознавания объектов для повышения безопасности дорожного движения с использованием нейронных сетей», выполненная аспирантом Вадимом Шведовым. Именно его результат я отметил бы особо, ведь это ‒ первая победа работников Красноярской железной дороги в конкурсах Фонда содействия инновациям. В рамках заключённого в этом году соглашения о сотрудничестве между университетским комплексом и магистралью предполагается, что мы усилим взаимодействие в научной сфере. Очень важно, что в этих вопросах мы находим поддержку на дороге. Главный инженер Иван Регер приглашает сотрудников института на все совещания, посвящённые инновационной деятельности.

‒ В каких инновационных проектах участвуют студенты, преподаватели и аспиранты института, и как эти проекты соприкасаются с работой магистрали?

‒ Сегодня КрИЖТ выстраивает свою научную стратегию с учётом потребностей железнодорожного комплекса. Тематика большинства наших разработок востребована на Красноярской магистрали и касается различных областей: охраны окружающей среды, утилизации отходов, внедрения информационных, инновационных технологий на производстве.

К примеру, проект аппаратного комплекса по очистке сточных вод промышленных предприятий электрогидроимпульсным методом аспиранта Татьяны Сергиенко. Суть его в том, что высоковольтный разряд подаётся в специальный реактор, встроенный в систему очистки, и в результате возникающей ударной волны увеличивается скорость химических реакций, разрушаются вредные соединения. После такой процедуры выпавший осадок достаточно легко отфильтровать.

Летом прошлого года проект конструкторского бюро института «Рециклинг железобетонных отходов во вторичное использование» одержал победу в конкурсе «СТАРТ» Фонда содействия инновациям и получил денежный грант в размере двух млн руб. Эта технология предполагает полную разборку отслуживших железобетонных изделий, например, опор подвески контактной сети или бетонных шпал. В результате получается щебень и очищенная от бетона арматура. В настоящее время в России такой железобетон просто складируется. Вторично используется менее одного процента, в то время как, например, в Германии рециклинг составляет почти 100%.

Ещё одна разработка коллектива института ‒ магнитно-импульсная очистка вагонов от смёрзшегося груза: угля или щебня. В январе прошлого года на её реализацию мы также получили грант в размере двух миллионов рублей от Фонда содействия инновациям. Сейчас на учебном полигоне института уже смонтирована установка, и мы приступаем к опытным испытаниям. Проект интересен дороге, но финансовую поддержку мы ждём в первую очередь от собственников пунктов выгрузки. И владельцы подвижного состава уже заинтересовались этой разработкой. Важно, что её применение не повреждает поверхность подвижного состава, при этом существенно сокращается трудоёмкость всех выполняемых операций по разгрузке и очистке. Всё это обеспечивает эффективное использование вагонов, уменьшается время их непроизводительного простоя на подъездных путях предприятий.

‒ Кроме железнодорожной отрасли, где ещё можно применять проекты ваших специалистов?

‒ Спектр применения наших разработок достаточно широк. К примеру, проект очистки сточных вод промышленных предприятий от тяжёлых металлов и нефтепродуктов ориентирован на сферу металлургии, химической промышленности и смежных отраслей. Предприятия СУЭК уже выразили свою заинтересованность.

Предложенный электроимпульсный способ удаления наледи с проводов высоковольтных ЛЭП тоже полезен как железнодорожникам, так и предприятиям энергетического комплекса. Устройство представляет собой небольшую коробочку низкой потребляемой мощности, закреплённую между проводами. Она получает питание бесконтактным методом. По сигналу с пульта управления или с датчика устройство вызывает сильное встряхивание за 200 микросекунд с незначительным перемещением. В результате лёд просто откалывается от проводов. Для проведения таких работ не требуется отключение ЛЭП. Стоимость одного устройства составит примерно 30 тысяч рублей, а на 25 километров потребуется 250 устройств JOLT, общей стоимостью 7,5 миллиона рублей. Для сравнения: одно из применяемых сейчас устройств для нагрева ЛЭП стоит 112 миллионов.

Идей у коллектива КрИЖТа много. Пусть не все предложения внедрены, но тот факт, что студенты, аспиранты и преподаватели ведут такую работу, многое значит.
Олеся Мизинко
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31