фото: Личный архив

Гордость машиниста

Начальник депо Орехово Вадим Куруленко счастлив на работе и дома

В понедельник, 8 февраля, начальник эксплуатационного локомотивного депо Орехово Вадим Куруленко отметил 55-летие. Стремительно поднимаясь по карьерной лестнице и добравшись до самого высокого уровня управления, он предпочёл быть ближе к семье и своей «счастливой» профессии, которую выбрал однажды и гордится сейчас, – машинист.
О профессии машиниста юный Вадим Куруленко впервые услышал от своего дяди, работавшего в эксплуатационном локомотивном депо Орехово. Он уже тогда решил, что, когда вырастет, будет водить поезда. Но перед глазами был и пример родителей, которые трудились на химическом заводе «Карболит» по соседству с их домом на окраине Орехово-Зуево. И когда пришла пора, перед молодым человеком встал выбор – поступать в химический техникум или в ореховское железнодорожное училище.
«Мама настояла, чтобы я пошёл учиться на помощника машиниста, – рассказывает Вадим Куруленко. – Она видела, как вырос дядя на железной дороге, как живёт его семья. И желала такой же жизни мне. Я и по своей психофизиологии вполне подходил этой профессии – был крепким, здоровым, с зачатками лидера. Занимался спортом. Спорт во многом повлиял на меня. Вообще как-то быстро повзрослел, когда стал играть в футбол и хоккей: изменились цели, мироощущение. Победы и поражения научили многому».

Вадим Куруленко поступил в ПТУ № 1 Орехово-Зуево на помощника машиниста. Отучился три года, пришёл на практику в депо Орехово. Свою первую поездку дублёром – из Дулёво во Владимир и обратно, которую совершил накануне своего совершеннолетия, 7 февраля 1985 года, – запомнил на всю жизнь. По его словам, он столь трепетно относился к своей будущей профессии, что ему казалось: машинист – это такой профессор, а над машинистом-инструктором буквально нимб светится. До армии успел поработать в депо Орехово. Сюда же вернулся и после срочной службы в армии, которую проходил в группе советских войск в Германии.

Поработав помощником, он поступил в Московскую дорожно-техническую школу машинистов и получил сразу двое прав управления – электровозом и паровозом. Ему едва исполнилось 23 года, как он уже поехал первым лицом, первым из своей учебной группы. И был самым молодым машинистом в депо. «Первую самостоятельную поездку 1 апреля 1989 года я тоже очень хорошо помню, – рассказывает Вадим Куруленко. – Я поясницей чувствовал весь вес грузового поезда, весь профиль пути. Но получил истинное удовольствие от вождения. И был горд, что стал машинистом».

Вадим получит и третьи права – управления тепловозом – по ускоренной программе. В случае производственной необходимости станет водить и эти локомотивы. И опять же поставит перед собой более высокие цели. Поступит в Московский колледж железнодорожного транспорта без отрыва от производства и задумается о МИИТе.

Универсальный машинист, дисциплинированный и целеустремлённый, он был на хорошем счету у руководства. Общительный, с чувством локтя, коллективизма и взаимопомощи, пользовался авторитетом у коллег. Ещё не прозвенел последний звонок в колледже, а ему уже предложили должность машиниста-инструктора. А вскоре и заместителя начальника депо по эксплуатации.
«То есть получается, что я стал руководить, ещё сидя за студенческой партой, – рассказывает Вадим Куруленко. – Профессия машиниста-инструктора меня захватила. А когда стал работать заместителем начальника депо по эксплуатации, сам себе не верил. Такие глыбы работали на этом посту. Звёзды, до которых не дотянуться».

Как руководитель он всегда предпочитал демократический стиль. Давал возможность сотрудникам проявить себя. Умел раскрыть их сильные стороны. Делал их соратниками. Старался создать дружный, сплочённый коллектив. Уделял внимание не только деловым, но и личным взаимоотношениям в коллективе. Относился с уважением к людям, подчинённым.

И они платили ему тем же, отдавались работе и добивались высокого результата, воплощали передовые идеи. Эта должность, опыт помогли Вадиму Куруленко состояться как руководителю и дали толчок в развитии.

После МИИТа его карьера и вовсе будет развиваться стремительно. Его пригласили на очень ответственный участок работы – Октябрьскую железную дорогу, в Московское отделение, а затем в депо Москва – ключевое по осуществлению пассажирских перевозок от Москвы до Санкт-Петербурга. Заместителем начальника отдела локомотивного хозяйства и начальником депо соответственно. Здесь он уже стал работать как наставник, начал готовить учеников, которым передал свою жизненную и профессиональную философию, а впоследствии и зоны ответственности, Здесь в депо сейчас трудится и сын, Сергей Куруленко, в должности начальника производственно-технического отдела.

Куда бы ни забрасывала его судьба, везде он умело и профессионально руководил трудовым коллективом и добивался высокого результата. Неудивительно, что в конце концов получил предложение прийти в центральный аппарат ОАО «РЖД» – заместителем начальника отдела организации работы локомотивных бригад службы эксплуатации Дирекции тяги. И затем – заместителем начальника службы безопасности движения Дирекции тяги. Там был масштаб работы – на всю страну. И весьма хорошие перспективы.
«Но я был далеко от семьи, – рассказывает Вадим. – Жил в Москве, нужно было постоянно находиться рядом с рабочим местом. А моя супруга Светлана жила в Орехово-Зуево. Она воспитатель в детском саду и не могла бросить своих подопечных. И потом это наш дом, где мы выросли, познакомились, создали семью. Мы виделись в лучшем случае раз в неделю. Поэтому, когда мне поступило предложение возглавить эксплуатационное локомотивное депо Орехово, я его тут же принял. И сегодня безмерно счастлив».

Вадим Куруленко всю жизнь проработал в локомотивном хозяйстве, исполнив свою мечту и мамы. Как и 30 лет назад, произносит слово «машинист» с волнением. Оглядываясь назад, с благодарностью вспоминает тех, кто дал ему путёвку в жизнь: машиниста Евгения Хохлова, машиниста-инструктора Николая Пахомова, начальника депо Орехово, ныне председателя профсоюзного комитета центрального аппарата ОАО «РЖД» Сергея Мишина, начальника депо Орехово, ныне начальника управления АО «Синара – Транспортные машины» Андрея Киселёва, начальника Московской дирекции тяги, ныне – начальника Дирекции моторвагонного подвижного состава Андрея Казакова. Своих детских тренеров, заложивших и сформировавших основы потенциала, который раскрылся во взрослой жизни. Но, наверное, самую большую благодарность за то, что состоялся в профессии и добился успеха в жизни, Вадим Куруленко испытывает к маме и супруге, которые обеспечивали крепкий тыл. Недаром говорят, что за каждым успешным мужчиной стоит любовь женщины.

Светлана Новаковская
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/