24 октября 2020 04:08

24 октября 2020 04:08

фото: Александр Денисов

Смотр кулибиных

Рационализаторы МЖД – в числе победителей смотра-конкурса «Идея ОАО «РЖД»

В выставочном зале центра научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД» 2 августа прошла конференция «Техническое творчество – первый шаг к инновациям».

 

В ходе работы форума состоялось награждение победителей ежегодного смотра-конкурса «Идея ОАО «РЖД». Дипломы лучшим изобретателям и рационализаторам Российских железных дорог вручил президент компании Владимир Якунин.

 

Среди победителей конкурса – представители Московской дирекции тяги Андрей Казаков и Александр Карпов. Москвичи завоевали пальму первенства в номинации «Лучшее техническое решение по оптимизации эксплуатационной работы железнодорожной станции». На конкурс ими представлена работа «Применение тепловозов серии ТЭМ7А в сдвоенном исполнении по системе «многих единиц» (СМЕТ) для вождения грузовых поездов».

 

В чём суть высказанного нашими рационализаторами предложения? Впервые на сети железных дорог предложена идея применения локомотивов маневрово-вывозного типа для вождения поездов. В сдвоенном исполнении по системе «многих единиц» (СМЕТ) они обретают способность выполнять функции локомотивов грузовых серий – водить поезда с весовыми нормами, которые до последнего времени считались им не под силу.

 

Реализация такой идеи позволит не только улучшить выполнение пробежных норм техники, но и значительно снизить расход топливно-энергетических ресурсов. Однако это только одна из привлекательных сторон высказанного предложения. С его осмыслением становится очевидным, что внедрение идеи будет способствовать решению и других проблем.

 

Продвижение вагонопотоков на МЖД затруднено в связи с избытком вагонного парка и наличием большого количества фронтов капитального ремонта пути. Всё это достаточно серьёзные проблемы, решить их одномоментно вряд ли получится. Но хотя бы частично снять остроту каждой сегодня – реальная возможность.

 

На таком напряжённом участке Московской железной дороги, каким является Большое Московское окружное кольцо, в грузовом виде движения не выполняются пробежные нормы. Приём на сортировочные станции грузовых поездов крайне затруднён. Кроме того, с вводом ускоренного графика движения для ряда пассажирских поездов белорусского направления пропускная способность для грузовых поездов снизилась.

 

Однако задействованные в грузовом движении на неэлектрифицированном широтном ходу Узловая – Сухиничи – Смоленск тепловозы серии ТЭМ7А, соединённые по системе СМЕТ в количестве шести единиц, позволили не только увеличить пропуск грузовых поездов на этом участке, но и улучшить тем самым выполнение пробежных норм на БМО. Ведь часть поездов теперь следует с отклонением на участок Ожерелье – Узловая и далее через Сухиничи на Смоленск. Снижена напряжённость движения и на участке Кубинка – Смоленск, высвобождены локомотивы грузовой серии на рокадном ходу. По предварительным подсчётам, годовой экономический эффект от внедрения предложения будет получен в размере 63,3 млн руб.

 

Московская железная дорога: эффект омоложения

 

Традиционно научно-практический форум, посвящённый рационализаторской и изобретательской деятельности, сопровождался видеоконференцией под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича. Московскую железную дорогу представлял её главный инженер Сергей Вязанкин.

 

Ежегодно в техническом творчестве участвуют около трёх тыс. работников Московской железной дороги. При этом очень важно, что треть из них, а это более 400 человек, – молодые люди, кому нет и 30. За последние пять лет число молодых рационализаторов на дороге возросло в 1,5 раза. Только за первое полугодие нынешнего года 1448 рационализаторов МЖД внедрили в производство 1682 рацпредложения с экономическим эффектом 32,2 млн руб. При этом авторы 288 рацпредложений относятся к категории молодых работников. Доля их участия в техническом творчестве возросла на 15% к прошлому году. Объясняя столь обнадёживающие тенденции, Сергей Вязанкин отметил, что немаловажную роль в этом играет привлечение школьников в кружки детского технического творчества, где у ребят проявляется сначала интерес к железной дороге, а потом он перерастает в дальнейшую профориентацию и призвание. На Московской железной дороге такую роль успешно выполняют две детские железные дороги – Московская и Тульская. Каждая из них в последнее время коренным образом реконструирована. Их «пропускная способность» по привлечению ребят к железнодорожной тематике в общей сложности составляет около 2,5 тыс. мальчишек и девчонок.

 

Наши разработки признаны во всём мире

 

Сегодня армия кулибиных, активно занимающихся новаторской и рационализаторской деятельностью, на российских стальных магистралях насчитывает более 30 тыс. сотрудников. Ежегодно они представляют более 30 тыс. новых универсальных разработок, большинство из которых впоследствии внедряется на предприятиях холдинга. В своём выступлении на конференции глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин отметил, что нематериальные активы компании постоянно растут. По состоянию на конец июня нынешнего года их балансовая стоимость составила 7,3 млрд руб.

 

– Наша работа реализуется в конкретных патентах, конкретных изобретениях. Эти миллиарды начинают превращаться в реальные объекты интеллектуальной собственности. ОАО «РЖД» является правообладателем более двух тыс. охранных свидетельств, из которых более тысячи – патенты на изобретения и полезные модели. Выполненные нами разработки признаны во всем мире и подтверждены 42 зарубежными патентами, – отметил президент компании.

 

Как и в прежние годы, смотр-конкурс «Идея ОАО «РЖД»-2013» проводился по 10 номинациям. Из представленных на суд жюри конкурса 286 технических решений 245 были поданы представителями региональных центров и филиалами ОАО «РЖД», 41 – дочерними организациями компании. По результатам работы конкурсной комиссии дипломами и денежными премиями награждён 81 человек, поощрительными призами – 35. Среди победителей конкурса 25 специалистов – молодые рационализаторы и изобретатели, практически третья часть всех дипломантов.

 

Забюрократились?

 

При этом система рационализаторской деятельности в её нынешнем виде, как заметил в ходе работы конференции начальник управления по вопросам интеллектуальной собственности ОАО «РЖД» Роман Тимофеев, остаётся недостаточно привлекательной для работников отрасли. Ведь для подачи самого простого рацпредложения его автору требуется заполнить объёмный пакет документов и пройти длинный, зачастую многомесячный, этап согласований. Как облегчить такую процедуру? Разумеется, за счёт оптимизации требований к представленным материалам, организации экспертизы подаваемых рационализаторских предложений. К этим мерам Роман Тимофеев добавляет и доведение до каждого сотрудника компании регулярно обновляемого тематического плана, задающего основное направление для технического творчества, и организацию «горячей линии» поддержки, и информационную площадку по обмену опытом.

 

– Нам надо переработать систему материального и нематериального стимулирования и выделить отдельной строкой бюджета как вознаграждения для авторов за рацпредложения, так и поддержку самой рационализаторской деятельности, – замечает начальник управления по вопросам интеллектуальной собственности компании.

 

По словам Романа Тимофеева, все эти проблемы призван решить пилотный проект, разрабатываемый сегодня в ОАО «РЖД». С его появлением должна быть обеспечена возможность простой и быстрой подачи рационализаторского предложения, его экспертизы и сопровождения на всех стадиях жизненного цикла, включая внедрение и тиражирование на сети железных дорог. «Обкатка» проекта начнётся уже в ближайшее время.

 

 

Владимир Горелкин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31