18 октября 2021 04:04

18 октября 2021 04:04

Скуратово живет и помнит

Скуратово, одна из старейших железнодорожных станций Московско-Курской железной дороги и России, находящаяся практически на середине пути между Тулой и Орлом, официально открылась для пассажиров 8 сентября 1868 года. Подряд на каменные работы получил будущий «железнодорожный король» П.И.Губонин. Построенные под его руководством каменные строения простояли без малого полтора века, а часть из них до сих пор находится в эксплуатации.

Скуратово, одна из старейших железнодорожных станций Московско-Курской железной дороги и России, находящаяся практически на середине пути между Тулой и Орлом, официально открылась для пассажиров 8 сентября 1868 года. Подряд на каменные работы получил будущий «железнодорожный король» П.И.Губонин. Построенные под его руководством каменные строения простояли без малого полтора века, а часть из них до сих пор находится в эксплуатации.

 

Вокзал: вокруг и снаружи

 

Первое вокзальное помещение станции Скуратово было временной постройкой к открытию дороги и не соответствовало второму классу. Сразу же после ввода в строй дороги начинается строительство нового, трехэтажного вокзала с навесом над привокзальной платформой и бытовыми помещениями в торцах здания. Очень высокие потолки, большие окна, просторные залы ставили вокзал в первый ряд среди строений, возведенных рабочими П.И.Губонина.

В здании вокзала располагался ресторан с банкетным залом и отдельными кабинетами. Буфеты в центральном зале обслуживали пассажиров дальнего следования. За время стоянки можно было выпить водочки или коньячку, закусить обязательным бутербродом с икрой, просмотреть свежие газеты и журналы. Зал ожидания с буфетом вмещал до 300 человек.

 

Билетные кассы работали практически без перерыва. Проездные документы начинали оформлять за час до прибытия поезда и прекращали за полчаса до отправления. В вокзале находился киоск, где можно было приобрести периодику, расписание движения поездов на год, почтовые принадлежности. Ранний почтово-багажный поезд из Москвы доставлял корреспонденцию и багаж на станцию, а вечером забирал отправляемую почту.

 

В первые годы через Скуратово проходило четыре пары пассажирских поездов, а концу века станция принимала уже более 40 пар пассажирских и столько же товарных поездов в сутки. Это стало возможным благодаря второй колее, проложенной до Скуратово в 1878 году.

 

Новый вокзал строили два года, в 1870 году все каменные и отделочные работы были завершены.

 

Обустройство привокзальной платформы, перронов, площади со стороны населенного пункта соответствовало надлежащему уровню. Сначала платформы засыпались землей, поверх которой стелился дощатый настил. Со временем полости в платформах стали заполнять шлаком. Передние каменные стенки перронов и платформ обрамлялись старыми рельсами, подсыпался шлак, ровно и плотно утрамбовывался в перрон и был готов к приему пассажиров.

 

Привокзальную площадь станции украшал сквер и находившаяся там большая клумба. С южной стороны вокзала были расположены хозяйственные и бытовые постройки. Перпендикулярно перрону находилась кубовая, где пассажиры обеспечивались горячей и холодной водой в любое время суток. Багажное отделение вначале было деревянным. Затем на его месте построено кирпичное здание. Между кубовой и багажной в красивом цветнике освежал воздух фонтан с лепной фигурой в центре. Такой же фонтан располагался и с северной стороны. До наших дней фонтаны, кубовая, клумба на площади не сохранились.

 

altЧеловеческий фактор XIX века

 

За зданием вокзала параллельно железной дороге были выстроены социально-бытовые помещения. Кирпичное здание столовой для персонала станции находилось за правым крылом вокзала. Чуть поодаль располагались деревянные бараки-общежития для крестьян из окрестных сел и деревень, работавших на строительстве железной дороги. Для руководства станции и инженерно-технического персонала был построен кирпичный двухподъездный дом в трех уровнях.

 

Для обучения крестьян и рабочих железнодорожным специальностям в Скуратово открывается первое в России железнодорожное училище. В его стенах готовили квалифицированных специалистов для всей железной дороги. Добротное деревянное здание училища, простоявшее 135 лет, не выдержало натиска реконструкции. От памятника истории осталась одна стена, называемая в народе «стеной плача». В 1889 году открывается начальная церковно-приходская школа, получившая вскоре статус железнодорожной, в начале XX века ставшая средней. Эта школа является одной из первых в России железнодорожных школ.

 

Заботясь о здоровье своих сотрудников, администрация дороги открывает на станции Скуратово амбулаторию. Каменное помещение, построенное в 1868 году рядом с железнодорожным училищем, сохранилось до сих пор. В просторном здании в разное время размещались поликлиника, профилакторий, больница, роддом. В настоящее время прекрасно отремонтированная амбулатория оказывает необходимую помощь жителям Скуратово.

 

Работали круглосуточно

 

Уже позже для маневров, сортировки грузопотока, отстоя товарных и пассажирских (рабочих) поездов прокладываются дополнительные пути. Созданные два железнодорожных парка используются для отстоя грузовых составов с последующей сортировкой и отправкой грузов по назначению. А также для маневров. На станции имелись две площадки для приема грузов народного потребления и для багажа и почты. Грузопоток был настолько велик, что работы велись круглосуточно.

 

Паровозное депо Скуратово (первоначальное официальное название — паровозный сарай), построенное из кирпича, было рассчитано на стоянку и обслуживание семи паровозов. Стойла располагались полукругом, по дуге разворотного круга. На втором этаже пристройки с левой стороны здания находилась контора начальника депо и помещения для обслуживающего персонала. Первый этаж занимали инструментальная, кладовые, резервуар для воды, компрессор и механическая мастерская. С одной стороны здания стояли здания песочницы и нефтекачки. Одноэтажное вместительное здание для диспетчеров, нарядчиков и других служб построили перед домом отдыха локомотивных бригад. Здесь же для рабочих были оборудованы раздевалки.

 

Неподалеку был построен склад топлива, возведены водокачка, водонапорная башня и водомягчитель. Жилые помещения и водокачка были растащены по кирпичику в конце XX века.

 

Их знали здесь в лицо

 

Многих известных людей вырастила и повидала станция. Не совсем обычным было ее посещение журналистом и писателем Владимиром Гиляровским. Случайно услышав разговор управляющего Московско-Курской железной дороги К.И.Шестакова с чиновниками о произошедшей между Скуратово и Мценском железнодорожной катастрофе, он пробрался в спецпоезд, снаряженный к ее месту и до Скуратово, как говорили, ехал в туалете. Гиляровский был первым журналистом, оказавшимся в центре происшествия у деревни Кукуевка. Его репортажи с места события из «Московского листка» перепечатывали многие газеты. Кукуевская катастрофа потрясла тогда всю Россию.

 

Не редкость — посещение станции Скуратово политиками и первыми лицами государства. Императоры Александр III, Николай II, Сталин, Хрущев… Чаще всех железной дорогой для поездки на юг пользовался Брежнев. Обычно поезд с отдохнувшим Леонидом Ильичом проходил через Скуратово днем. Запланированная большая остановка проходила в беседах с жителями станции. Глава государства, отведав знаменитых на всю страну малосольных огурчиков с горячей картошкой, посыпанной укропом, приходил в прекрасное расположение духа и искренно желал всех благ населению знаменитой станции.

 

XXI век станция встретила обновленной. Здесь были проделаны большие реставрационные работы, открыт музей, обновлено технологическое оборудование. Красавец-вокзал, памятник архитектуры и истории, встречает гостей уютными и просторными залами. В музее, развернувшемся здесь же, посетителей привлекают стенды с фотографиями, сохранившимися предметами железнодорожного быта, инструментами.

 

Федот ИВАНКИН,

краевед, уроженец Скуратово

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31