01 декабря 2022 19:16

01 декабря 2022 19:16

Здание в стиле модерн

Автор проекта одинцовского вокзала – известный по тем временам московский зодчий Лев Кекушев. Здание построили в стиле модерн, популярном в конце XIX – начале XX веков. Если взглянуть на него издалека, то в его форме угадывается силуэт обыкновенного паровоза. История вокзала неразрывно связана со строительством Московско-Смоленской железной дороги.<br />

Автор проекта одинцовского вокзала – известный по тем временам московский зодчий Лев Кекушев. Здание построили в стиле модерн, популярном в конце XIX – начале XX веков. Если взглянуть на него издалека, то в его форме угадывается силуэт обыкновенного паровоза. История вокзала неразрывно связана со строительством Московско-Смоленской железной дороги.

 

Первыми учредителями акционерного общества Московско-Смоленской железной дороги стали «Рижский торговый дом А.Шепелер и К°» и «Банкирский дом братьев Зульцбах» из Франкфурта-на-Майне. К строительству «чугунки» приступили в 1869 году. Зимой начали возводить Смоленский вокзал у Тверской заставы. С наступлением тёплых дней приступили к укладке станционных путей, возведению паровозного депо и вагонных мастерских.

 

Дорогу начали прокладывать одновременно от Смоленска и Москвы. Подвижной состав заказали в Западной Европе. В августе 1870 года первые поезда пошли от Смоленска до Гжатска. Уже в сентябре того же года первый состав вышел из Смоленска в Москву, а на следующий день – из Москвы в Смоленск...

 

К моменту строительства железнодорожного вокзала в Одинцово Кекушев уже считался одним из родоначальников московского модерна. На первый план в строительстве вокзала выходят тщательно проработанный силуэт, особая рафинированная пластичность всех фасадных элементов, фактурное разнообразие использованных поверхностей.

 

Кекушев не был новичком в железнодорожной архитектуре. К 150-летию учреждения Троице-Сергиевой лавры по его проекту уже был построен летний вокзал Сергиево. Это лёгкое, нарядное деревянное здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Для ярославского и мытищинского вокзалов известный зодчий разработал проекты водонапорных башен, которые вскоре были возведены. Примерно в то же время началась широкомасштабная проектная работа над типовыми сооружениями вдоль линии Вологодско-Архангельской железной дороги: водонапорные башни, дома для служащих, паровозные депо, казармы, бани.

 

Железнодорожный период в творчестве знаменитого зодчего стал возможен благодаря поистине судьбоносной встрече с Саввой Мамонтовым, который словно магнитом притягивал к себе интересных, деятельных и одарённых людей. Поводом для их знакомства послужила именно железная дорога. Знаменитому предпринимателю и меценату постоянно нужен был архитектор, который мог бы быстро и качественно составлять необходимые проекты сооружений, стильные по внешнему облику и экономически целесообразные.

 

Плохо это либо хорошо, но в наши дни вокзал Одинцово чем-то напоминает торгово-офисный центр. В голове здания – магазин по реализации таможенного товара и контора компании «Евросеть». Тут же расположилась «Восточная кухня». В ней заправляют гастарбайтеры, которые с трудом говорят по-русски.

 

Несведущему человеку весьма сложно отыскать билетные кассы. Каких-либо указателей к ним нет. В центре здания висит плакат с надписью «Комплекс по обслуживанию пассажиров». Однако, когда заходишь в зал, понимаешь: вместо «комплекса» в здании всего две кассы, продающие билеты на дальние направления. Принадлежат они Федеральной пассажирской компании.

 

К ним очередь. Узнав во мне корреспондента, будущие пассажиры начали высказывать свои претензии. В основном – это то, что за билетом, особенно в праздничные дни, приходится стоять очень долго.

 

– Линейная станция Одинцово пассажирами не обделена, – дипломатично выразилась заведующая билетными кассами производственного участка Белорусский вокзал Светлана Глухова. – В месяц наши две кассы продают проездных документов в среднем больше, чем на 13 млн руб., а в год – примерно на 160 млн руб.

 

Книгу жалоб и предложений работники касс показать не смогли – якобы она находится на подписи у руководства. По словам кассиров – Надежды Аладиной и Светланы Самошкиной, в книге нет претензий или замечаний. Только одни благодарности. Правда, Светлана Глухова уточнила, что там имеются предложения по улучшению работы билетных касс.

 

Например, о возможности оплаты билетов с помощью банковской карты. Для этого Федеральная пассажирская компания планирует в текущем году оборудовать рабочие места билетных кассиров интегрированными платёжными терминалами (ИПТ), которые позволяют значительно упростить процедуру оформления проездных документов. Кроме того, в Одинцово намечена установка транзакционного терминала самообслуживания (ТТС), дающего возможность пассажирам распечатать билет, ранее заказанный и оплаченный через Интернет, а также самостоятельно оформить его с помощью банковской карты.

 

По мнению Светланы Глуховой, эти меры позволят ликвидировать очереди в сезон и предпраздничные дни.

 

Факты: Перехватывающая парковка в новом пересадочном узле рассчитана на 560 машиномест. На привокзальной площади планируется использование гостевых наземных стоянок в количестве 120 машиномест. На площадке также может быть размещено 20 единиц уборочной техники.

 

Виталий Каркешкин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31