04 декабря 2021 14:28

04 декабря 2021 14:28

Кодекс защиты и заботы

День железнодорожника для представителей дорпрофжела – повод поговорить о целях и задачах, созидании и единении, железнодорожных судьбах и преданности профессии

По улице железнодорожной

Борис Парамонов – бывший заместитель председателя дорпрофжела по Тульскому региону, председатель Тульского регионального подразделения дорпрофжела и представитель железнодорожной династии. Он проработал 55 лет на железной дороге, из них 22 года – председателем Тульского регионального подразделения дорпрофжела. Своей главной миссией на посту профсоюзного лидера считал заботу и внимание к человеку труда. Сегодня, находясь на заслуженном отдыхе, Борис Парамонов продолжает жить профессиональными интересами. Полон дум и идей об улучшении условий труда и жизни работников стальной магистрали.

– Борис Петрович, говорят, ваша прямая семейная железнодорожная династия насчитывает 250 лет. А если считать ещё и непрямых родственников, то можно со счёта сбиться.
– Да, я родился в железнодорожной семье. Отец был машинистом в депо Узловая, участником войны. Брат отца работал машинистом. Мои братья тоже были и машинисты, и слесари на железной дороге. Мои два сына – железнодорожники. Их жёны трудятся на стальной магистрали. Моя сестра 15 лет возглавляла детский оздоровительный лагерь «Восток» Тульского региона. Скажу вам больше – весь мой жизненный путь проходил по железнодорожным улицам. Родился в городе Узловая Тульской области, на улице Железнодорожной. Ходил на работу по Магистральной. Живу на улице Машинистов. Наше отделение дороги находится на Путейской. А когда я в 1993 году работал начальником отдела водоснабжения Тульского отделения железной дороги, наш офис находился на улице Профсоюзной.

– Не каждый может быть профсоюзным лидером. Человек должен иметь активную жизненную позицию, обладать обострённым чувством справедливости, многими профессиональными знаниями, дипломатическими способностями…
– Наверное, я родился таким, остальному научился. Жизнь научила, родители, наставники, старшие товарищи. Когда я пришёл в депо в 1966 году, там работали слесари, машинисты, прошедшие войну. И мы с них брали пример. Они же активную жизненную позицию занимали, все были рационализаторами. Когда служил в армии, меня, рядового солдата, избрали делегатом партийной конференции Краснознамённого Среднеазиатского военного округа. Потом, уже в депо, вёл активную общественную жизнь. И в субботниках участвовал, и в культурных мероприятиях, и в спортивных, и пел, и плясал. Я уже к этому времени был членом профсоюза профкома со стажем и старался, чтобы люди, которые со мной работают, тоже были активными. А когда стал главным инженером, вошёл в состав райпрофсожа.

– Вы были одним из инициаторов и авторов программ улучшения условий и охраны труда и страхования машинистов. А машинисты имеют дополнительные средства при выходе на пенсию и в случае потери трудоспособности по профнепригодности.
– У меня было много вопросов по охране труда. Не везде хорошо обстояло дело с инструментом, людям негде было помыться. Поэтому, когда я стал заместителем председателя дорпрофжела по Тульскому региону, мы инициировали программу улучшения условий труда. Нас поддержали дорожный комитет, министр путей сообщения Геннадий Фадеев, начальник МЖД Владимир Старостенко. И она заработала. Во время одной из поездок по линии вместе с тогдашним заместителем председателя дорпрофжела Григорием Крутоногом зашли к одной локомотивной бригаде. И машинист Роман Тимохин попросил нас ввести что-то типа страховки от профнепригодности. Мы взяли эту идею на вооружение, разработали программу. И сейчас на дороге очень большой процент машинистов застрахован.

– Многие специалисты говорят, что железнодорожный профсоюз – особенный. То, что может и делает он для человека труда, мало кто делает в нашей стране. Вы согласны с этим мнением?
– Да, это так. У нас развитое социальное партнёрство, работа с ветеранами и молодёжью, спортивные соревнования. В прошлые времена на железной дороге даже были свои магазины. Работники с печным отоплением получали самый лучший уголь. Люди у нас знают, что профсоюз есть везде. Вновь пришедшим работникам рассказывают о преимуществах профсоюзного членства. И они к нам приходят открытыми, с инициативой, вопросами. Мои коллеги из других компаний удивляются: «У нас такого нет». Очень приятно это слышать, чувствуешь гордость за Роспрофжел, за компанию. Это дорогого стоит.

– На железной дороге есть традиция – машиниста из первой поездки встречают с цветами. Вы у себя в регионе разработали медаль для молодой семьи с новорождённым: «Спасибо, что родился». И ещё есть много разных приятных мелочей, которые подчёркивают внимание к человеку труда…
– Да, в дорожной профсоюзной организации очень много разных идей притворяется в жизнь. Но время требует искать новые методы социальной поддержки, улучшения условий труда, заботы о железнодорожниках. Считаю, что у производства, администраций предприятий есть такие возможности. Надо обращаться за идеями к ветеранам и молодёжи. Я сам готов помочь, у меня всегда есть идеи. Человек труда должен быть заметен, значим. Когда его понимают, отмечают – знаете как ему приятно? Вручаешь, бывало, диплом, награду и видишь, как человек волнуется, чувствуешь, как он гордится этим.

– Роспрофжел имеет силу в масштабах страны?
– Мне трудно судить. Руководители отраслевого профсоюза участвуют в законотворческой деятельности, активно сотрудничают с парламентариями при обсуждении различных социальных вопросов. Роспрофжел входит в состав Федерации независимых профсоюзов России и Московской федерации профсоюзов, и к нашему мнению прислушиваются.

– В чём сила профсоюза?
– В единстве и сплочённости, умении воплотить в жизнь задуманное.

– Профсоюзный лидер – это состояние души?
– Однозначно.

– Что пожелаете коллегам в День железнодорожника?
– Желаю прежде всего крепкого здоровья, душевного тепла, творческих успехов, трудовых свершений!


Централизация доверия

Елена Барченкова – заместитель заведующего отделом организационной и кадровой работы дорпрофжела по Смоленскому региональному обособленному подразделению. Потомственный железнодорожник и профсоюзный работник с 40-летним стажем, она открыла для себя понятие «трудовая семья». Сама умела создать в трудовом коллективе атмосферу доверия и взаимопонимания. И ценит это сегодня в своих работниках.

– Елена Петровна, вы в своё время поступали на филфак. Как ваш выбор пал на железную дорогу?
– У меня не сложилась любовь с калининградским университетом. И в высшей точке грусти я пошла работать электромонтёром в Смоленскую дистанцию сигнализации, централизации и блокировки. Потому что папа, мама, дедушка и все родственники работали на железной дороге. Я, конечно, переживала и думала, что поработаю и буду снова поступать. Но прошёл год, а на следующий я уже училась в МИИТе. Думаю, это судьба, потому что я обрела интересную профессию железнодорожника, в которой состоялась.

– Что вас зацепило на «железке»?
– В то время начали активно внедряться передовые технологии, централизация – всё это моргало, мигало. Ночами слышала, как папа блокировку запускает. Появлялось скоростное движение, возросла пропускная способность. Это было интересно. И второе – коллектив. На «железке» работали удивительные люди. Не из-за денег, а что-то их привлекало в этой профессии. Мало кто уходил. Много династий было, и все они были на слуху.

– Правда, что ваш приход в президиум дорпрофжела был необычным? Вы ничего не знали о содержании профсоюзной работы, вам нравилась форма – торжественные и красивые заседания…
– Да, в профсоюз я пришла очень молодой. Я училась в институте, и председатель профкома дистанции Людмила Ермакович сказала мне, что я – подходящая кандидатура, поскольку бываю в Москве на сессиях. И вообще мне это полезно. И меня в 19 лет избрали в комитет дорожной профсоюзной организации. Я мало понимала, что происходит, но мне нравилось, как проходили заседания. Я – молодой работник, и такие маститые люди со мной рядом: начальник МЖД Иван Паристый, председатель дорпрофжела Виктор Богданов. Потом уже стала что-то понимать, училась, слушала, наблюдала. Помню, как мне вручили профсоюзный билет, я была этим очень горда.

– Вы работали неосвобождённым председателем первичной организации численностью 500 человек. А когда стали заместителем председателя райпрофсожа Смоленского отделения, организация насчитывала 15 тыс. человек…
– Если организуешь троих, сможешь и больше. Когда я стала председателем, уже имела опыт работы депутатом райсовета, многому научилась. Проработала председателем первички восемь лет, и меня избрали заместителем председателя райпроф-
сожа Смоленского отделения. Обычно туда приходили люди с более солидных должностей. Но у меня были удивительные учителя рядом: председатель дорожной организации Виктор Желтоухов, председатель райпрофсожа Сергей Сёмкин. Они учили, помогали, поддерживали. Не явно, а очень тонко и мудро, так, что я этого даже не замечала.

– Какие требования вы предъявляете к личностным и профессиональным качествам профсоюзных работников?
– Первое – образование, потому что это определённый уровень интеллекта, знания, культура. Профсоюзный лидер должен знать всё: психологию, экономику, культуру, юриспруденцию. Второе – это неравнодушие и порядочность. Равнодушные у нас не приживаются. Профсоюз – это профессия душеведа, и люди должны нам доверять.

– Изменился ли со временем железнодорожный профсоюз и дорпрофжел? Какие современные тенденции присущи вашей организации?
– Первые коллективные договоры в 1993 году были небольшими по содержанию, а теперь на них ссылаются многие статьи Трудового кодекса. Сегодня у профсоюза совсем другое лицо: на первом плане – выполнение защитных функций работников. Идём в ногу со временем в плане информационных технологий, обучение и повышение квалификации уже проходит онлайн. Диплом о профсоюзном образовании – это очень престижно, особенно для молодых кадров.

– У вас 31 первичка. Как оцениваете уровень их развития? Кого из председателей могли бы отметить и что является показателем эффективности деятельности профсоюзной организации?
– Благоприятный климат в коллективе. Когда люди с желанием и уверенностью идут на работу и приходят домой живыми и здоровыми, когда их ждут на работе. Сложно кого-то выделить, у нас сильный коллектив и удивительные люди. Людмила Иванькова из Фаянсовской механизированной дистанции инфраструктуры, которая более 30 лет посвятила себя работе с людьми, Сергей Петрушин – председатель Смоленской и Сафоновской дистанций пути, очень душевный человек, всегда поможет, подскажет. Анна Проказова – из моей дистанции. Наши люди умеют создать атмосферу трудовой семьи. Это гораздо больше, чем просто трудовой коллектив.

– Работа профсоюза невидимая. Но результат – коллективный договор – видят все. Какой ценой достигается спокойствие работника и работодателя в непростых экономических условиях?
– Когда с 2000 по 2005 год я была членом Центрального комитета Роспрофжела, видела, как прописывается каждая строчка коллективного договора. Когда финансисты накладывают вето на какую-нибудь льготу, а профсоюз их отстаивает. Это настоящая борьба. С приходом на должность руководителя Смоленского РОП дорпрофжела на МЖД Виктора Волосенкова у нас укрепились отношения с областным Объединением профсоюзов. Мы участвуем в их мероприятиях, общаемся с коллегами из других профсоюзов. И могу сказать, что у нас есть всё, о чём они могут только мечтать, начиная от организационных вопросов и заканчивая системой страхования членов Роспрофжела. У нас профсоюзное членство – 99%. Это говорит о том, что мы на правильном пути, мы всё делаем правильно.

– Профсоюзный лидер – это состояние души?
– Да, без раздумий.

– В чём, на ваш взгляд, сила профсоюза?
– В единстве, в умении смотреть в одном направлении, в плановом подходе к решению задач и в традициях. Одна из них – День железнодорожника. Поздравляю всех моих коллег, наших дорогих ветеранов, рядовых и руководящих сотрудников с нашим замечательным праздником! Желаю крепкого здоровья, благополучия, успехов в созидательном труде!


Партнёр и защитник

Ирина Беляева – председатель первичной профсоюзной организации эксплуатационного вагонного депо Брянск. Железнодорожник с более чем 30-летним и член профсоюза с почти 40-летним стажем, она хорошо знает механизмы защиты прав трудящихся. Умеет найти баланс между интересами работодателя и работника. Заботится о развитии своих подопечных и поддерживает благоприятную атмосферу в трудовом коллективе. Мы попросили её рассказать об особенностях и стиле своей работы, взгляде на профессию и силе железнодорожного профсоюза и дорпрофжела.

– Ирина Владимировна, вы защищаете права и интересы рабочего человека. Но пришли на железную дорогу дипломированным инженером. Откуда вам знаком труд осмотрщиков вагонов?
– После окончания МИИТа в 1987 году распределилась в вагонное депо Брянск. Начала трудовую деятельность в должности осмотрщика вагонов. Отработала год. Поэтому труд и интересы рабочего человека мне хорошо знакомы. Затем работала в техотделе инженером. Занималась рационализацией, технической информацией, новой техникой. В 2000 году перешла на должность инженера по организации и нормированию труда. Мне хотелось развиваться, узнать что-то новое, и я обратилась к начальнику депо с просьбой о переводе. После разделения депо в 2005 году перешла работать в эксплуатационное вагонное депо Брянск.

– Какие проблемы в нынешних экономических условиях наиболее актуальны для работников вашего предприятия? Как вы помогаете в их решении?
– Основная проблема сегодня – это сохранение штата работников. С момента осложнения отношений с Украиной значительно упал объём перевозок. Это повлияло на работу всего узла и привело к некоторому сокращению численности работников. Профсоюзный комитет контролировал законность этой процедуры, были использованы все возможности для трудоустройства людей. И вторая проблема – снижение роста заработной платы в 2021 году вследствие невыполнения показателей премирования. Мы встречаемся с людьми, разговариваем, объясняем, почему это происходит.

– Профсоюз и работодатель – социальные партнёры, которые взаимодействуют с целью решения возникающих проблем как в производственной, так и в социальной сфере. От грамотно выстроенных отношений между ними многое зависит на предприятии. Как вы находите этот непростой компромисс, баланс между интересами работодателя и работника?
– Конечно, это непросто. Если, допустим, нарушаются права работников, мы разбираем случай. Методом убеждения и переговоров приходим к правильному решению. Привожу доказательства, ссылаясь на трудовое законодательство. И руководители всегда прислушиваются. За время моей работы председателем сменились три руководителя предприятия. Но сказать, что были какие-то большие конфликты, не могу. Вот недавно человек обратился с тем, что ему планируют отпуск не тогда, когда он хотел. А он ветеран боевых действий, многодетный отец, имеет право сам решать, когда идти в отпуск. Я поговорила с руководством, и его права были соблюдены. По другому человеку профсоюзный комитет дал отрицательное мнение на увольнение, и его оставили на работе. Был случай неправильной оплаты труда в праздничные дни. После нашего вмешательства ошибку устранили, сделали перерасчёт. Трудовой кодекс – это настольная книга для председателя первичной профсоюзной организации.

– Какова мотивация молодёжи к общественной работе в наш век гаджетов и информационных технологий? Есть ли у вас профсоюзный резерв, достойная смена?
– У нас на предприятии 45% работников – молодёжь. Много внимания ребята уделяют работе с ветеранами. Навещают бывших работников на дому, поздравляют с праздниками и юбилейными датами. Да и просто помогают по хозяйству. Убрать мусор, вскопать огород, опустить картошку в погреб. Молодёжь с готовностью участвует в общественной жизни предприятия, региона, дороги. Заместитель начальника производственно-технического отдела Андрей Варсанов ежегодно участвует в ШМП. В этом году он примет участие в Слёте молодёжи, который состоится в сентябре в Сочи. У нас хорошая, достойная молодёжь. Талантливая, способная, неравнодушная, многие – патриоты. Общественная жизнь – это личностное развитие. Они это понимают, поэтому интересно и с пользой проводят время.

– На какой волне вы общаетесь с работниками? Вы строги, доброжелательны, вы – начальник для них или товарищ, коллега? И как вы заботитесь о поддержании благоприятного морально-психологического климата в коллективе?
– Стараюсь быть доброжелательной в общении с людьми, я так воспитана. Отношусь с уважением к работникам. И начальника из себя не строю. Общаюсь, как с коллегами. Всегда говорю: «Вы в профком можете прийти, как к себе домой. По любому вопросу – с бедой, радостью». Допустим, люди приехали к нам за 150 км, ждут кого-то, сидят в беседке на улице. Я говорю: «Ребята, все идут в профком пить чай». На этот случай у меня всегда что-то есть – печенье, конфеты. Стараюсь создать тёплую атмосферу. Человеку иногда нужно просто с кем-то поговорить. Но могу быть и строгой. Если вижу на участке беспорядок и понимаю, что это работники не соблюдают чистоту, делаю замечание. Но всё равно сильно не напрягаю. Я каждый день встречаюсь с людьми. Смотрю, какие у них бытовые условия, в какой спецодежде они работают, с каким оборудованием. Всё ли в порядке. Разговариваю, рассказываю, что хорошего есть у нас – путёвки на отдых для них или их детей. Доношу новости. Сейчас, конечно, помогают современные технологии общения. Но личное общение всегда на первом месте.

– Чем железнодорожный профсоюз, дорпрофжел отличаются от других?
– Наш профсоюз, дорпрофжел намного серьёзнее за счёт мощной системы социального партнёрства. Ведь у нас отраслевое соглашение, коллективный договор – насыщенный, наполненный социальными гарантиями.

– Как оценивают работу железнодорожного профсоюза, допрофжела в центре – в Федерации независимых профсоюзов России?
– Я считаю, что мы на хорошем счету. В профсоюзе железнодорожников мощная правовая инспекция, инспекция по труду. Эффективность работы на высоком уровне. Я была делегатом 33-го съезда Роспрофжела, который состоялся 24 марта 2021 года. И там представители ФНПР высоко оценили работу нашего профсоюза.

– Профсоюзный лидер – это состояние души?
– Конечно.

– В чём сила железнодорожного профсоюза, дорпрофжела?
– В единстве и солидарности. И сегодня в канун нашего профессионального праздника желаю всем железнодорожникам идти плечом к плечу к достижению единой цели – развитию и процветанию родной железной дороги!

Партнёрский материал


Ещё больше интересных новостей в нашем телеграм-канале.

Все наши публикации читайте на канале «Гудка» в «Яндекс Дзене».