20 сентября 2021 08:08

20 сентября 2021 08:08

фото: Личный архив

Первая награда

На станции Москва-Товарная-Киевская 2 июня прошла торжественная церемония награждения работников ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России» (ВО ЖДТ) и Московской железной дороги, принимавших участие в тушении пожара на армейских складах в октябре прошлого года в районе посёлка Желтухино Рязанской области.
Среди награждённых медалью «За укрепление боевого содружества» – начальник пожарного поезда, дислоцирующегося на станции Павелец-Тульский полигона МЖД, Дмитрий Кудриков.
«Это моя первая такая награда, – сказал «Московскому железнодорожнику» Дмитрий Кудриков. – Совершенно не ожидал, что только за то, что я выполнял свой долг, меня так высоко отметит руководство. Прежде всего я воспринимаю её как награду всему нашему поезду, всему нашему Рязанскому отряду противопожарной охраны».

Родом Дмитрий из Беларуси, из деревни Подлуг Минской области. В Россию, в Павелец, семья переехала в 1975 году, когда Дмитрию было три года. И с тех пор его жизнь неразрывно связана с этой станцией. Отец устроился на работу в вагоноремонтное депо, а мать – в близлежащий железнодорожный магазин.

На Московскую дорогу, в стрелково-пожарную команду станции Павелец-Тульский, Дмитрий пришёл в 1993 году. А до этого он окончил Реутовское ПТУ, где освоил профессию токаря и отслужил в армии во Внутренних войсках Закавказского военного округа.

Почему решил посвятить свою жизнь железной дороге и борьбе с огнём?
«Да, наверное, потому, – размышляет Дмитрий, – что с детства нравилось смотреть, как лихо проносятся мимо пожарные машины (пожарная часть находилась недалеко от дома). А тут ещё в 1989 году, когда мне было 16 лет, у нас случился пожар. И приехавшие по срочному вызову пожарные спасли от огня всю семью и дом. А, может быть, решающим в выборе профессии стало то, что работа огнеборца хорошо оплачивается и была стабильной в непростые 90-е. Тогда я как раз женился, а вскоре в семье появился первенец, так что стабильный заработок нужен был как никогда. В общем, сейчас я ни о чём не жалею и не променяю своё дело ни на какое другое. Ведь это здорово – приходить на помощь людям в самую трудную минуту, спасать их жизни. Думаю, это работа для настоящих мужчин».

Руководство заметило деловую хватку Дмитрия и его любовь к делу и в 1996 году направило на учёбу в Школу усовершенствования командного состава военизированной охраны МПС. Окончил её он без отрыва от производства и через три года получил квалификацию техника противопожарной защиты. К моменту завершения учёбы Дмитрий Кудриков уже был назначен начальником караула пожарного поезда станции Павелец-Тульский.
«Конечно, на первых порах было непросто, – вспоминает собеседник. – И я до сих пор с благодарностью вспоминаю советы опытного пожарного Ивана Полухина, ликвидатора Чернобыльской аварии, который учил меня, как действовать на пожаре в той или иной ситуации».

С 2010 года Дмитрий Кудриков – начальник поезда. Сейчас под его началом служат 23 человека. И теперь уже он для них, как когда-то был для него Иван Полухин, – главный авторитет и советчик.

За последние 10 лет пожарный поезд со станции Павелец-Тульский более 10 раз выезжал на ликвидацию ЧС, участвовал в спасении от огня объектов железнодорожной инфраструктуры, ликвидировал возгорание полосы отвода. Но больше всего Дмитрию запомнился октябрь прошлого года, когда горели военные склады недалеко от посёлка Желтухино и его поезд вместе с ещё четырьмя другими участвовал в ликвидации пожара.
«Те октябрьские дни, – вспоминает он, – и сегодня стоят перед глазами. Когда пришло известие о пожаре на армейском складе, я как раз был на дежурстве. На станцию Желтухино наш поезд прибыл к 17.00. В то время там с огнём уже боролись коллеги со станции Ряжск. Картина, прямо сказать, была эпическая.

Клубы дыма и пламя поднимались на высоту нескольких десятков метров. Огонь подбирался к станции. Перед нами была поставлена задача отстоять её от огня, спасти дома и имущество жителей. От грохота взрывов и канонады дрожали окна и стены в нашем поезде.

Для того чтобы справиться с огнём, нам пришлось задействовать все ресурсы, а они немалые. В составе поезда две цистерны с водой, каждая по 60 тонн, стационарный и переносной лафетные стволы. Кроме того, в вагон-насосной станции размещены две ёмкости пенообразователя объёмом 5 тонн бак. Поезд оборудован современным постом газодымозащитной службы с санитарным блоком, комплексом средств связи, который включает в себя стационарную и переносные радиостанции, телефоны мобильной связи, спутниковую навигационную систему ГЛОНАСС. А для работы ночью на крыше вагона установлены прожекторы».

Борьба с огнём в Желтухино продолжалась почти неделю. И всё это время поезд со станции Павелец-Тульский находился на переднем крае, непосредственно участвуя в подавлении огня, заправлял водой специальные пожарные танки на гусеничном ходу, пожарные машины МЧС. За время ликвидации запас воды пополнялся в его цистернах пять раз. Таким образом, только один пожарный поезд использовал 600 тонн воды.

Вот такая она, нелёгкая эта пожарная служба. Но лучше её, как считает Дмитрий Кудриков, нет на свете.

У него всё в порядке и на службе, и дома. В семье растут двое сыновей. Старший Михаил – студент Рязанского государственного университета, учится на экономиста. А младший Александр, которому скоро исполнится 13, вовсю приглядывается к работе отца.
«Может быть, он продолжит моё дело и тоже станет пожарным», – говорит Дмитрий Владимирович.

Андрей Городнов