13 мая 2021 17:36

13 мая 2021 17:36

Дети возвращаются в классы

Малые магистрали МЖД возобновили очное обучение

С 25 января на Детских железных дорогах МЖД возобновилось очное обучение школьников. Около 2 тыс. воспитанников двух Малых магистралей смогли вернуться в учебные классы, чтобы продолжить освоение железнодорожных специальностей. В минувший вторник корреспондент «МоЖ» побывал на первом занятии юных железнодорожников на Московской Детской железной дороге в подмосковном Кратово.

Улучшение эпидемиологической обстановки в регионах МЖД позволило воспитанникам Московской Детской железной дороги (Кратово) и Тульской Детской железной дороги (Новомосковск) вернуться к очному обучению. На Кратовской Малой магистрали «очники» приступили к занятиям во вторник. В 16.30 начался первый урок у учащихся 3-го курса, которые осваивают специальности «начальник станции» и «начальник поезда». Всего в этот день на занятия пришли и приехали три десятка школьников. А всего на Московской Детской железной дороге более 700 детей в этом сезоне обучаются по профессиям «машинист», «помощник машиниста», «дежурный по станции», «составитель поездов», «стрелочник», «слесарь по ремонту подвижного состава» и др.
«Очное обучение – это то, что стоит в основе нашей работы, все наши программы изначально разработаны и рассчитаны именно на офлайн, – говорит начальник Московской ДЖД Марина Козина. – И, конечно, мы были абсолютно готовы с сегодняшнего дня вернуться, скажем так, в естественную среду образовательной деятельности».

В связи с пандемией преподаватели Московской ДЖД были вынуждены адаптировать имеющиеся программы к новому, удалённому формату обучения, используя различные дистанционные коммуникационные платформы. Обретя соответствующие навыки, теперь они без потери качества смогут совмещать очное обучение с дистанционным.
«Но преимущества очного обучения очевидны, – продолжает Марина Козина. – Когда передаёшь новый материал ученику, видишь его реакцию. Воспринимает он его или нет. И сразу есть возможность что-то уточнить, пояснить или найти новую форму подачи материала, чтобы ему было понятно. Огромная помощь в очном обучении – наглядные пособия. Школьника в любой момент можно сводить на объект, показать, если что-то непонятно или в качестве закрепления полученных новых знаний. Дать возможность ребёнку тактильно воспринять, потрогать предмет изучения – тот же железнодорожный костыль. Конечно, есть и в онлайне свои преимущества. Это и большая информационная насыщенность, работа с видеоматериалом, презентациями, больше используются игровые формы обучения. Но ребёнок все эти знания воспринимает через монитор, плоско и теряет всякую физическую связь с окружающим миром, с объектами железнодорожной инфраструктуры дороги. А ему же придётся реально работать, если он выберет эту профессию, а не виртуально».

Ещё один недостаток онлайна, по мнению Марины Козиной, – это негативное влияние на здоровье постоянной работы за компьютером. «Когда мы вывесили объявление в нашей группе «ВКонтакте» о возобновлении очного обучения, родители и дети были в восторге, – говорит начальник Детской дороги. – А особенно родители – их дети будут наконец-то полноценно развиваться и ходить на занятия, а не сидеть с утра до вечера за компьютером».

Занятия на Московской Детской железной дороге проходят с соблюдением всех эпидемиологических требований, в классах – не более 10 человек, перед каждым занятием детям измеряют температуру, для дезинфекции рук на территории ДЖД установлены санитайзеры.

В тот же день, во вторник, на ДЖД возобновил свою очную работу и кружок железнодорожного моделирования.
«Это праздник и для детей, и для преподавателей, – говорит руководитель кружка Олег Сергеев. – Конечно, удалённо с детьми сложно заниматься железнодорожным моделированием, и эти занятия больше были теоретическими. Девиз нашего кружка: мы делаем нашу дорогу реальной. Поэтому сейчас дети могут воплотить в жизнь все приобретённые знания. Изготовить свои модели руками, те, что были задуманы ими на дистанционном обучении».

Кружок железнодорожного моделирования – это прежде всего практические занятия. А для практики нужны технические возможности, материалы, инструмент, оборудование и многое другое. И, конечно, нужен опытный взгляд преподавателя.

Ежедневно утром и вечером около 20 детей занимаются в кружке. «Дети соскучились по живому общению, где можно поделиться своим опытом и получить подсказку от более опытных соратников по ремеслу», – говорит Олег Сергеев.

Во время беседы корреспондента с девятиклассником жуковской средней школы № 13 Кириллом Кокиным тот лихо орудовал паяльником, припаивая провода к контактной группе светодиодов. Кирилл уже четыре года занимается железнодорожным моделированием. «Мне нравится учиться на Московской Детской железной дороге, – говорит Кирилл. – И я наконец-то могу заняться любимым делом – конструировать. Заниматься этим дома у меня не было никакой возможности. Сегодняшний день стал для меня продуктивным – закончил изготовление модели автобуса и приступил к оснащению его светодиодами».

Ученик шестого класса раменской школы Павел Пачес в кружке занимается первый год. «Очень соскучился по ребятам и по Детской дороге. Для меня это второй дом, а школа – третий, – улыбается подросток. – Люблю делать что-то руками, это развивает и моё мышление. Если ты что-то не так сделал, придётся переделывать. Ты понимаешь, что на тебе лежит большая ответственность за изготовление модели или узла. Стараешься никого не подвести. И когда получается, испытываешь от этого удовольствие».

Сотрудники Московской ДЖД надеются, что очный режим работы теперь станет постоянным и ничто не помешает ни проведению тестирования после завершения учебного года, ни полноценной летней производственной практике, которая в прошлом году проходила без пассажиров.

На Тульской Детской железной дороге занятия начались с понедельника. По прибытии детям тоже меряют температуру, педагоги работают в масках. В помещениях ДЖД установлены рециркуляторы воздуха и дозаторы с антисептиками. Если дети в группе из разных школ и классов, то на занятии ДЖД присутствует не более 8–10 человек, если группа из одной школы – в учебном классе могут находиться до 20 воспитанников. Занятия начинаются с интервалом в 10 минут для разделения потоков.

Валерий Павлов
Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31