20 апреля 2021 20:39

20 апреля 2021 20:39

фото: Архив Сергея Михалёва

Новации молодых принесли пользу

Четыре проекта – лауреата дорожного конкурса «Золотой резерв» – были внедрены в производство в прошлом году

Молодёжный конкурс инновационных проектов «Золотой резерв» называют трамплином для тех, кому нет и 30. За время его существования молодыми специалистами МЖД было представлено множество идей по совершенствованию технологических процессов. Но формирование идеи – лишь вершина айсберга. Даже если новация признана экспертами актуальной, её претворение в жизнь зависит от упорства самих разработчиков. «Золотые резервисты» в четырёх номинациях конкурса, чьи проекты были внедрены в производство в 2020 году, были награждены 30 декабря, в последний день XI Слёта молодёжи. О своих разработках «МоЖ» рассказали сами инноваторы.
Прибор простой, но эффективный

Электроник Курской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Московской дирекции инфраструктуры Сергей Михалёв и технолог Технического центра Автоматики и телемеханики Андрей Стрельников представили на конкурс конструкцию под названием «Индикатор дефектов обмоток электрических машин».

Сергей, будучи молодым специалистом, состоит в резерве главного инженера дистанции, и в случае производственной необходимости ему приходится заменять старшего коллегу в плане исполнения должностных обязанностей. По его словам, в ведении главного инженера находится и ремонтно-технологический участок, где помимо других операций выполняется проверка стрелочных электродвигателей на предмет изоляции обмоток. Предназначенный для этой цели измерительный прибор, как показывает практика, оказывается в этом случае не самым лучшим средством диагностики.
«Случались ситуации, – рассказывает молодой специалист, – когда якорь электродвигателя проходит поверку, но в ходе эксплуатации этого устройства через несколько месяцев оно выходило из строя по причине межвиткового замыкания. Предотвратить отказ работы электродвигателя можно, используя для его тестирования другие типовые приборы, изготавливаемые промышленным способом. Но их использование выглядит нерентабельным и из-за высокой стоимости (порядка 100–150 тыс. руб.), и потому, что на ремонтно-технологических участках дистанций СЦБ такие приборы в полном объёме не востребованы.

Выход из положения виделся один – самим разработать устройство для обнаружения межвиткового замыкания в катушках электродвигателя. Как говорит один из авторов такого прибора Сергей Михалёв, он достаточно прост в устройстве.
«При небольших навыках в электротехнике любой специалист способен собрать нечто подобное, – рассказывает он, – а его элементы можно купить в любом электротехническом магазине. Устройство состоит из небольшой платы и полупроводниковых радиоэлементов. В таком виде прибор способен моделировать высокочастотный магнитный сигнал, который направляется в обмотку якоря двигателя. При межвитковом коротком замыкании частота сбивается, и демодулятор даёт сигнал об обнаруженной неисправности. При исправной обмотке принимается в неискажённом виде, как только обнаруживается обрыв, искажается сигнал, о чём сигнализирует светодиод».

Внедрение выполненной молодыми специалистами на ремонтно-технологическом участке дистанции разработки полностью оправдало ожидания. В течение всего 2020 года здесь не обнаружено отказов устройств из-за выхода из строя электродвигателей по причине короткого замыкания обмоток после ремонта.

Кстати, в послеопытной эксплуатации предложенного устройства, как замечает Сергей Михалёв, были изготовлены дополнительно ещё 10 аналогичных приборов, которые были распределены в ремонтно-технологические участки дистанций СЦБ Московской дороги. А проект в итоге стал победителем в номинации «Лучшее тиражирование».


Нарощенные «пальцы» спасли кассету

Представляемые на конкурс «Золотой резерв» разработки, помимо прочего, должны соответствовать и таким критериям, как простота внедрения. Оно и понятно, поскольку разработки, сопряжённые со сложными организационными изменениями и большими финансовыми вложениями, сложнее продвигаются. Зато простые идеи, как, например, предложенные авторами проекта «Восстановление сит пальчиковых грохота щебнеочистительной машины РМ-2002» (победитель в номинации «Точно в срок»), способны за короткое время принести предприятию ощутимый эффект.

Авторы разработки помощник машиниста железнодорожно-строительной машины Фаянсовской механизированной дистанции инфраструктуры Московской дирекции по эксплуатации путевых машин Дмитрий Филимонов и его коллега электрогазосварщик предприятия Александр Сидоров задались целью добиться сокращения расходов при эксплуатации данной техники за счёт продления срока службы пальчиковых сит для грохота вместо приобретения новых кассет сита.

Как описывает ситуацию Дмитрий Филимонов, путевая машина РМ-2002 предназначена для очистки щебёночного балласта пути от загрязнителей. Балласт очищается на грохоте, имеющем как обычные сита с квадратными ячейками, так и пальчиковые сита для более качественной очистки щебня от засорителей. В процессе эксплуатации машины происходит износ «пальцев» сита грохота от воздействия щебёночного балласта пути и засорителей.
«Поставленная перед нами цель, – рассказывает Дмитрий Филимонов, – прежде всего объяснялась тем, что приобретение новых сит пальчиковых грохота производства ООО «Вест-Тер» требует больших денежных затрат. В свою очередь, кассета сита состоит из фторопластового основания, в котором закреплены металлические «пальцы». Изготовить такую кассету в наших условиях не представляется возможным. Но дело в том, что при эксплуатации данного устройства «пальцы» стираются или обламываются, так что кассету сита приходится выбрасывать, хотя её основание остаётся исправным. Отсюда вывод: продления срока службы сит пальчиковых можно достичь путём восстановления изношенных частей сит («пальцев»). И, что особенно важно, сделать это возможно и в условиях участка технического обслуживания ПЧМ Фаянсовая».

Для этого потребовались услуги газосварщика, слесаря по ремонту подвижного состава и токаря. Причём, как оказалось, для того, чтобы нарастить кассету новыми «пальцами», достаточно одной производственной смены.

В ходе эксплуатации щебнеочистительной машины РМ-2002 в 2020 году был подсчитан экономический эффект от реализации проекта – он составил более 263 тыс. руб. При этом стоит отметить, что цена одного комплекта сит (15 штук) грохота такой техники составляет более 280 тыс. руб. (согласно справочнику рекомендованных предельных цен Росжелдорснаба). В то время как затраты на восстановление одного комплекта сит пальчиковых грохота для одной щебнеочистительной машины обходятся меньше чем в 15 тыс. руб.


Оповещение пассажиров МЦК улучшилось

Доработка существующей централизованной системы информирования пассажиров МЦК легла в основу проекта программиста I категории дистанции по обслуживанию пассажирских обустройств Малого кольца МЖД Московской дирекции пассажирских обустройств Сергея Зайкова и электромеханика Московско-Павелецкой дистанции электроснабжения Московской дирекции по энергообеспечению Артёма Сазонова. Своё предложение авторы объясняли отсутствием на момент разработки технического мониторинга состояния устройств системы с возможностью уведомления ответственных исполнителей об изменении состояния устройств.

Все станции МЦК с начала работы «московской кругосветки» подключены к централизованной системе информирования пассажиров РЖД. При всей надёжности этой системы всё-таки отдельные сбои в её работе время от времени случаются. Задача специалистов в таких ситуациях – своевременное обнаружение сбоя и его ликвидация.

Авторы разработки для устранения такого рода проблем предложили доработать существующую на МЦК систему информирования программным модулем, отвечающим за мониторинг всего комплекса.

В 2020 году предложенная разработка, отмеченная в конкурсе «Золотой резерв» в номинации «Лучший руководитель проекта», была реализована на МЦК. О востребованности данного предложения говорит тот факт, что с момента запуска системы мониторинга информационного комплекса в I квартале 2020 года и по настоящее время не было прецедентов, связанных с длительным «зависанием» системы информирования пассажиров. Кроме того, не было получено ни одной штрафной санкции Московской дирекцией пассажирских обустройств в части работы системы информирования пассажиров на МЦК.


Клиента поддержали информационно

В номинации «Лучший эффект от реализации проекта» лидировал проект «АвтоАДМИН – гарантия оперативного подключения к системам», выполненный электромехаником участка I группы отдела администрирования и технической поддержки рабочих мест Московского информационно-вычислительного центра Михаилом Поляковым.

Система АвтоАДМИН по замыслу автора разработки должна была максимально автоматизировать процесс предоставления и блокировки доступа к информационным системам, используемым в ОАО «РЖД» со сквозной авторизацией.

Предложив проект на конкурс «Золотой резерв – 2019», молодой специалист отдельно отмечал, что использование системы позволит сгладить пиковые нагрузки на рабочие группы центра компетенции средств вычислительной техники (ЦКСВТ-АДМИН-ЗО). Таким образом, появляется возможность перераспределения трудовых ресурсов ЦК СВТ из обработки потока запросов на проектную деятельность за счёт автоматизированного выполнения запросов. А на последующих этапах – возможность интеграции с системами с локальной авторизацией.

Реализация проекта в 2020 году подтвердила эффективность разработки. «За счёт внедренческих решений, – поясняет Михаил Поляков, – удалось добиться ускорения обработки поступающих заявок. Как следствие – повышение оперативности обслуживания пользователей, улучшение качества предоставляемой поддержки, сокращение времени ожидания реакции на запрос. А прозрачный контроль и сбор статистики позволят отслеживать процесс обработки заявок и проводить их анализ».

Владимир Горелкин
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31