25 ноября 2020 11:50

25 ноября 2020 11:50

фото: Личный архив

Энергетика Филина

Ветеран МЖД из Брянска хранит уважение к профессии и людям

Почётный железнодорожник, представитель железнодорожной династии с общим трудовым стажем более 200 лет, ныне заместитель председателя Совета ветеранов Брянского региона МЖД Александр Филин в этом году отмечает две очень важные для себя круглые даты – 50 лет в железнодорожной энергетике и 60 лет со дня образования родного предприятия – Брянской дистанции электроснабжения, где он начинал электромонтёром, а ушёл на заслуженный отдых в должности начальника.
Судьба человека, родившегося в железнодорожной семье, обычно предопределена. Но Саша Филин «железкой» не грезил – он хотел стать тренером, серьёзно увлекался лёгкой атлетикой, и его тренер видел в нём педагогические способности. Однако сделать спортивную карьеру не позволила травма. Тогда и сработала железнодорожная наследственность.

Отец Александра отдал железной дороге более 40 лет. Служил в железнодорожных войсках, трудился электромонтёром – на станции Навля и Брянском участке электроснабжения. Мама девчонкой пришла на станцию Навля списчиком вагонов и весовщиком и проработала там 35 лет. Дед был в 1944 году призван на Брянскую дистанцию пути – заготавливать дрова для военных эшелонов. Бабушка была санитаркой в железнодорожной амбулатории. И жил Александр рядом с Брянским железнодорожным техникумом в так называемом доме энергетиков, построенном для железнодорожников, которые электрифицировали участок Брянск – Хутор Михайловский.

И после школы, в 1970 году, парень в тот техникум поступил – на специальность «техник-энергетик». Призвался в армию, отслужил, вернулся, доучился и пошёл работать туда же, где работал отец, – на Брянскую дистанцию электроснабжения, электромонтёром. Постепенно втянулся. Чем больше узнавал производство, тем больше ему нравилось, тем было интереснее. И прикипел к железной дороге. «Мы – энергетики, хоть и трудимся на «железке», – с нескрываемой гордостью говорит Александр Филин. – Энергетика – специфическая сфера, особенно железнодорожная. Напряжение контактной сети – 27,5 тыс. вольт, чего нет больше нигде. На подстанции – 110 тыс. вольт. Это вызов, это захватывает, особенно если человек по природе своей азартен. Это для него вершина, которую он обязательно возьмёт».

Энергетиком, по мнению моего собеседника, может стать не каждый, а лишь человек, обладающий смелостью и мужеством. Ведь эта профессия таит в себе три опасности: напряжение, высота и движение поездов. Александр работал в контактной сети «из-под колеса». Только, бывало, поднимется на линию, пройдёт 50–60 м – летит поезд. Соскочит с линии. Пройдёт поезд, опять на линию. И так до бесконечности. Если повреждение ночью – срочно восстанавливать. И думать о жизни и безопасности – пассажиров, товарищей и своей. «Пограничники человеческой жизни», – называет он энергетиков.

Александр Филин быстро поднимался по служебной лестнице. Окончит Всесоюзный заочный институт инженеров транспорта. Станет инженером, потом начальником участка, заместителем начальника дистанции и в 2001 году – руководителем предприятия. В его трудовой книжке только одна запись: «Брянская дистанция электроснабжения». На вопрос о причинах столь стремительной карьеры он слегка пожимает плечами. И тут же поправляется: «Мне повезло с моими руководителями: Валерием Лохматовым, Иваном Журавлевичем, Анатолием Володько, Владимиром Молдавером. Что-то они во мне заметили. Я уже был руководителем, когда Владимир Молдавер – тогда главный инженер Брянского отделения – отметил работу нашей дистанции. Он ведь смотрит на несколько ходов вперёд. Решает производственный вопрос и уже просчитывает – что будет через год-полтора, стратегически мыслит».

Возможно, не только эрудицией, профессионализмом, ответственностью и самодисциплиной заслужил он свою успешную карьеру. Может, спортивная выправка и рост – под два метра – сыграли не последнюю роль. Высокий, солидный – чем не руководитель? Энергетики говорят, что там, на линии, сразу видно, кто есть кто.

Что касается эрудиции, то Александр с юности много читал. Собрал большую библиотеку. У него дома сейчас и русская классика, и военная история, и спортивная летопись. Любит документальные книги. О войне 1812 года, Первой мировой, Великой Отечественной, Крымской, о географических открытиях. С любым собеседником может поспорить по любому историческому факту. Изучает статистику чемпионатов мира и Олимпийских игр. «Интересно полистать, – делится он. – Представляете? В 1948 году спортивное руководство страны планировало послать Анатолия Тарасова и Аркадия Чернышёва на зимние Олимпийские игры в Швейцарию, чтобы они посмотрели, как канадцы играют в хоккей. Это когда вся страна ещё жила в землянках, был железный кордон и холодная война... А они уже думали о будущем спорта».

Спорт и сегодня занимает значительную часть жизни Александра Филина. Он играет в волейбол, в том числе на международном уровне. И соперники по всей стране и за рубежом знают его команду, состоящую из машинистов, вагонников, путейцев и энергетиков. Знают её ершистость, стойкий характер. «А-а, – говорят, – «брянские волки» приехали». И он нёс олимпийский огонь Сочинской Олимпиады в январе 2014 года в составе эстафеты по Брянску.

Александр Филин проработал на дистанции более 40 лет, и 15 из них – её руководителем. Я слушала его и пыталась понять: в чём секрет его долголетия как руководителя. И только когда он начал вспоминать уже свою профсоюзную работу, нашла ответ. Этот человек не только выдавал результат, эффективно выстраивая работу коллектива предприятия, он сам был в постоянном развитии и помогал развиваться своим сотрудникам и коллегам. Умел найти подход к человеку, к подчинённому. Считал, что главное – ценить и беречь своих людей. И его в ответ тоже уважали и любили. «Два метра обаяния и доброты» – так говорят о нём брянские железнодорожники. «Если на дистанции у меня был коллектив – 400 человек, то членов профсоюза – более 10 тыс. в регионе, – рассказывает Александр. – И надо было решать их проблемы. И делать это очень аккуратно и тонко. Не обидеть, даже если работник где-то не прав. Мы очень много вопросов решали. И взаимодействовали в этих вопросах с руководителями предприятий – учили, вразумляли, чтобы они берегли своих сотрудников».

Сейчас, на посту заместителя председателя Совета ветеранов, Александр Филин тоже ведёт активную работу. Помогает ветеранам. До пандемии занимался организацией тематических встреч. В частности, для железнодорожников-«афганцев», которых в регионе более 50 человек. Для почётных железнодорожников, которых порядка 150 человек. Для машинистов, награждённых знаками: «За безаварийный пробег на локомотиве 500 000 км» и «За безаварийный пробег на локомотиве 1 млн км». «На такие встречи – с награждением, концертами – мы людей привозили из самых отдалённых районов Брянского региона МЖД. Для них это было важно, у них глаза загорались», – рассказывает собеседник.

Придя на железную дорогу, по сути, случайно, Александр Филин сделал её своим главным делом. Пронёс любовь к профессии через всю жизнь. Передал её сыновьям и внуку, которые достойно продолжили дело отца и деда – на его родном предприятии, Брянской дистанции электроснабжения. Сделал железную дорогу своей судьбой и благополучно решил судьбу своих потомков. И в этом наверняка в очередной раз проявился его природный педагогический талант.

Светлана Новаковская
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30