02 декабря 2020 18:42

02 декабря 2020 18:42

Спасатели по призванию

Постоянная готовность – образ жизни восстановителей столичной магистрали

В минувшую среду, 11 ноября, на базе восстановительного поезда № 4073 железнодорожной станции Марк открылась экспозиция, посвящённая 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и 10-летию Дирекции аварийно-восстановительных средств (ДАВС) МЖД. В мероприятии приняли участие начальник МЖД Михаил Глазков, заместитель начальника МЖД по территориальному управлению Пётр Потапов, председатель дорпрофжела на МЖД Дмитрий Шулянский.
Право открытия экспозиции предоставляется почётным железнодорожникам – инженеру отдела механизации ДАВС Сергею Красных (слева) и начальнику восстановительного поезда Тула Сергею Моисееву
День для открытия экспозиции был выбран особенный. У работников восстановительных поездов 11 ноября – профессиональный праздник. Хороший повод подвести некоторые итоги, оценить сделанное, а заодно и обратиться к фактам истории. А история – вот она. На небольшом участке базы размещены образцы аварийно-восстановительной техники начиная с военных времён. Танковый и артиллерийский тягачи, автомобиль ГАЗ-51, железнодорожный кран послевоенной модификации, другая техника. Вместе с бригадами восстановительных поездов все эти механизмы и машины обеспечивали бесперебойную работу железных дорог в годы войны, восстанавливали железнодорожную сеть в послевоенное время. А начало этим процессам было положено 11 ноября 1936 года. В этот день наркомом путей сообщения СССР был подписан приказ № 168, предоставлявший восстановительным поездам «возможность оперативного выдвижения к месту аварии без проволочек из-за загрузки путей в любом направлении». Иначе говоря, в соответствии с приказом эти формирования были наделены функциями, которые закреплены за ними и по сей день.

И сегодня важность оперативного решения задач, стоящих перед восстановительными поездами, не снижается. В выступлении, посвящённом открытию экспозиции, начальник МЖД Михаил Глазков заметил, что трудно переоценить роль восстановительных поездов в обеспечении бесперебойного функционирования как сети дорог РЖД, так и столичной магистрали. А слаженная и оперативная работа их экипажей позволяет в максимально короткие сроки решать задачи любой сложности, обеспечивая безопасность движения на железной дороге.
«Коллективами поездов выполняется значительный объём работ по техническому перевооружению объектов железнодорожного транспорта и капитальному строительству, – отметил начальник МЖД. – Так что, совершенствуя своё мастерство, работники содержат технику в постоянной готовности. Восстановительные поезда как на сети железных дорог, так и на столичной магистрали всегда были эталоном качества и порядка».

Заместитель начальника Дирекции аварийно-восстановительных средств МЖД Андрей Близнецов рассказал «Московскому железнодорожнику», что открытая в этот день экспозиция создана в память тружеников восстановительных поездов инициативной группой ДАВС. Конечно, знакомство с ней даёт возможность глубже узнать особенности работы этих формирований в исторической ретроспективе.
«Но мы рассчитываем, – рассказывает Андрей Близнецов, – что среди тех, кто захочет увидеть нашу экспозицию, будут и студенты железнодорожных колледжей, и работники РЖД, осваивающие рабочие профессии в учебных центрах повышения квалификации. Ни в одном из учебных заведений не ведётся подготовка по такой специальности, как «работник восстановительного поезда». Да и такой профессии не существует. А знакомство с экспозицией, уверен, у некоторых из посетителей будет тем толчком, благодаря которому они захотят работать в наших подразделениях. Кстати, для этого руководство ДАВС собирается выходить на различные учебные заведения с предложением организации экскурсий, в том числе и на открывшуюся экспозицию».

Заместитель начальника восстановительного поезда № 4073 железнодорожной станции Марк Денис Макеев рассказывает, что трудятся здесь в основном универсалы, совмещающие по нескольку профессий: стропальщика, машиниста крана или бульдозера, водителя автомобиля. Это необходимо. От профессионализма работников зависит, насколько быстро они выполняют свою работу, когда требуется освободить путь при нештатных ситуациях, ведь каждая минута задержки может отразиться на работе всей магистрали.
«У нас в штате 41 человек, из них 38 совмещают по две, а то и по три профессии, – поясняет Денис Макеев. – Самыми опытными в коллективе являются машинист передвижной электростанции Яков Леконцев и мастер Сергей Бочарников. Некоторые из тех, кто мало наслышан о специфике нашей работы, знаю, ошибочно полагают, что восстановители работают только на устранении последствий сходов, а всё остальное время живут по принципу «солдат спит – служба идёт». Однако наши рабочие дни расписаны так же плотно, как и у тружеников других хозяйств дороги. Специалисты восстановительных поездов заняты на укладке стрелочных переводов, замене замедлителей на сортировочных горках, на установке модулей обогрева, задействованы в снегоборьбе».

А когда возникает чрезвычайная ситуация, восстановители не считаются со временем. Поступает приказ, объявляется минутная готовность, и экипажи незамедлительно выезжают на место происшествия. Так было, например, в 2017 году, когда на перегоне Кунцево – Фили вечером произошло столкновение пассажирского поезда и электрички. Всю ночь без перерыва работники поезда № 4073 занимались восстановлением железнодорожного пути.

На сегодняшний день, по словам Андрея Близнецова, в распоряжении ДАВС 20 восстановительных поездов. Соответственно, и 20 баз формирования. Из 730 работников дирекции 700 входят в экипажи восстановительных поездов. Все восстановительные поезда оснащены грузоподъёмной, тяговой и транспортной техникой: универсальные тягачи, краны на железнодорожном ходу с различной грузоподъёмностью, бульдозеры, аварийно-восстановительные летучки, грузовые автомобили специального назначения. При этом ежегодно производится обновление оборудования по инвестиционной программе «Повышение безопасности движения». Только из автотехники в нынешнем году запланирована замена 14 автомобилей КАМАЗ, восьми – УАЗ.

Восстановительные поезда входят в единую российскую систему по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в качестве аварийно-восстановительных сил и средств. Поэтому, конечно же, тесно взаимодействуют с подразделениями МЧС России.
«В рамках такого взаимодействия, – рассказывает Андрей Близнецов, – вхожу в аттестационную комиссию спасателей Московской области. Профессия спасателя непосредственно связана со спасением жизни людей, требует постоянного подтверждения и совершенствования профессиональных навыков. Именно поэтому один раз в три года каждый из спасателей проходит очередную аттестацию и подтверждает теоретический и практический уровень подготовки, то есть свою классность. По этой же причине подразделения МЧС и экипажи восстановительных поездов участвуют в совместных командно-штабных учениях. Последний раз они проводились в декабре прошлого и феврале 2020 года на станции Бекасово».

В ходе торжественной церемонии Михаил Глазков отметил, что главная задача, стоящая перед восстановителями, – быть первыми на железной дороге не только там, где случилась беда (чтобы сделать всё, чтобы последствия этой беды были минимальными), но и на всех других направлениях их деятельности. И они с честью справляются с поставленными перед ними задачами. Об этом говорят ценные подарки и почётные дипломы, вручённые в этот день руководителями столичной магистрали и дорпрофжела МЖД многим работникам аварийно-восстановительного комплекса. Среди награждённых – заместитель начальника восстановительного поезда Марк Денис Макеев, заместитель начальника восстановительного поезда Ожерелье Александр Артёмов, машинист бульдозера восстановительного поезда Перово Александр Артемьев, мастер восстановительного поезда Марк Сергей Бочарников, электрогазосварщик восстановительного поезда Лосиноостровская Евгений Мышев, машинист крана восстановительного поезда Перово Владимир Филимонов.

Владимир Горелкин
Фото автора
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31