30 ноября 2020 22:30

30 ноября 2020 22:30

Путь инженера

На прошлой неделе 75-летний юбилей отметил почётный железнодорожник Игорь Грувман из Брянска. Вот уже почти 15 лет он находится на заслуженном отдыхе, но его связь с железной дорогой по-прежнему крепка и неразрывна.
В роду Грувман железнодорожников не было. Ровно до того момента, когда после окончания восьмилетки в 1960 году юный Игорь Грувман – младший сын в многодетной семье военнослужащего, – следуя за другом, поступил в Брянский техникум железнодорожного транспорта. «Мне очень хотелось поскорее стать самостоятельным и начать помогать семье. Профессия железнодорожника считалась в то время престижной, зарплата была достойная, платили регулярно. Поэтому и пошёл в железнодорожный техникум. Как показала вся моя последующая жизнь, это было лучшее моё решение», – рассказывает Игорь Матвеевич.

Свою трудовую биографию Игорь Грувман начал, ещё учась в техникуме, в 1963 году, в локомотивном депо Рыбное, где проходил производственную практику. А в локомотивное депо Брянск-2 на должность помощника машиниста он пришёл в феврале 1965 года. Этот день он запомнил на всю жизнь. Именно в первый день его выхода на работу в депо состоялась торжественная церемония прощания с последними работавшими в депо паровозами серии ФД, которые верой и правдой трудились там не один десяток лет. На смену им сначала пришли тепловозы, а затем и электровозы.

Среди своих первых наставников Игорь Грувман называет сейчас заместителя начальника депо по ремонту электровозов Алексея Ковалёва, начальника депо Григория Карпикова, главного инженера Александра Лабута. Именно они, по его словам, дали ему путёвку в жизнь и научили секретам мастерства.

Начальство быстро приметило хваткого и расторопного паренька. Вскоре его назначили бригадиром по ремонту электровозов. «Конечно, – вспоминает сейчас юбиляр, – на первых порах было непросто. Под моим началом оказались уже достаточно опытные железнодорожники, раньше занимавшиеся ремонтом паровозов и тогда переучившиеся на обслуживание электровозов. Однако мне быстро удалось завоевать их авторитет. Наверное, помогли мне сделать это привитое сызмальства отцом уважение к рабочему человеку и знания, полученные в техникуме. Ведь учился я там именно на электровозника».

Во второй половине 1960-х в жизни Игоря Грувмана происходит знаменательное событие. Он знакомится со своей будущей женой Галиной, которая тоже работала на железной дороге. Сначала – дежурной по станции Брянск-Льговский, а затем начальником производственно-технического отдела этой станции. Они и по сей день вместе, вырастили двоих сыновей.

В 1971 году без отрыва от производства Игорь Грувман закончил Всесоюзный заочный институт инженеров транспорта и продолжил свою трудовую деятельность в родном депо на должностях инженера-технолога, руководителя группы надёжности, заведующего экипировкой локомотивов, заместителя начальника депо, главного инженера. При его непосредственном участии была повышена надёжность электровозов, что позволило увеличить межремонтные пробеги. А будучи в должности главного инженера депо, он организует строительство и ввод в эксплуатацию цеха обточки колёсных пар, цеха по ремонту вспомогательных машин тепловозов. Одновременно производятся реконструкция гаражного и тепловозного хозяйства, строительство жилых домов для работников депо.

На всех руководящих должностях Игорь Грувман первостепенное внимание уделяет безопасности движения поездов, оснащает локомотивы приборами безопасности, систематически их модернизируя. Так, работая на посту заместителя главного инженера Брянского отделения МЖД, он вносит весомый вклад в организацию надзора, ремонта и эксплуатацию объектов котлонадзора, улучшает материальную базу местной экологической лаборатории, готовит её аттестацию.

В ноябре 1999 года Игорь Грувман назначается начальником Путевой машинной станции № 309. Под его руководством в кратчайшие сроки осваиваются эксплуатация и капитальный ремонт современных путевых машин, таких как «Дуоматик 09-32», «Унимат», ВПР-02, ВПРС-03, рельсошлифовальных и стрелочно-шлифовальных поездов и т.д.

Игорь Матвеевич охотно делился своим богатым жизненным и производственным опытом. Среди его воспитанников – первый заместитель начальника Центральной дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин Николай Новиков, начальник Московской дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин Александр Ефименко, начальник Брянской механизированной дистанции инфраструктуры Олег Горбачёв, который вместе с председателем первичной профсоюзной организации дистанции Татьяной Максимович в день юбилея, 7 ноября, лично поздравил Игоря Матвеевича от лица всех его коллег, пожелав ему ещё долгих активных лет жизни.

На пенсию Игорь Грувман вышел в 2006 году. На счету Игоря Матвеевича к тому времени был один десяток рационализаторских предложений, он награждён знаками «Почётный железнодорожник» и «Почётный ветеран МЖД», именными часами начальника Московской железной дороги и министра путей сообщения.

Связи с родным коллективом не потерял. Сейчас он возглавляет Совет ветеранов Брянской механизированной дистанции инфраструктуры, много времени уделяет общественным делам, продолжает заниматься молодёжью – их профессиональным и патриотическим воспитанием.
«Скажу честно, сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, я часто вспоминаю свои трудовые будни, поэтому всегда с удовольствием прихожу на родную ПМС-309. Люблю пройтись по цехам, поговорить с рабочими, узнать, какая поступила на производство новая техника, как решаются производственные или бытовые проблемы, – говорит собеседник. – Всё здесь для меня по-прежнему родное и близкое. Конечно, встречаюсь с молодёжью, рассказываю, как здесь работалось в моё время, какие мы тогда решали задачи. Ежегодно руководство ПМС-309 устраивает в брянском дворце культуры вечера «Дорожи честью коллектива», на которых подводятся итоги работы за год, награждаются лучшие сотрудники предприятия, чествуются ветераны. Я всегда с удовольствием принимаю в них участие.Это замечательная традиция. А ещё недалеко от моего дома находится железнодорожный техникум. Меня часто туда приглашают, чтобы я рассказал учащимся о Московской дороге, об истории железнодорожного транспорта, о том, как развивается на дороге локомотивное и путевое хозяйство. Всегда делаю это с большим удовольствием. Конечно, организую для учащихся экскурсии на ПМС-309. Приятно видеть, как у мальчишек загораются глаза при виде современной железнодорожной техники. Многие из них после окончания техникума приходят сюда на работу».

К слову, железнодорожную династию Грувман продолжили и сыновья. Старший Артур раньше трудился в ПМС-309, которую в своё время возглавлял отец, а сейчас работает заместителем генерального директора ООО «Трансремком» – компании, которая занимается ремонтом пассажирских вагонов. Младший сын Матвей работает в брянском филиале Мичуринского локомотиворемонтного завода. Из третьего поколения Грувман железнодорожную династию продолжает его внучка Юлия Одинцова, которая работает в железнодорожном вычислительном центре в Екатеринбурге. Ну а если говорить о четвёртом поколении, то правнучке Варваре сейчас три года, а правнуку Виктору недавно исполнился год. «Говорить о четвёртом поколении Грувманов-железнодорожников, наверное, пока рано, но я надеюсь, что и они когда-нибудь выберут профессию железнодорожника», – замечает Игорь Грувман.

Андрей Городнов
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30