03 апреля 2020 01:36

03 апреля 2020 01:36

фото: Александр Саверкин

Моторы Победы столичной магистрали

Московская железная дорога впервые представила свою экспозицию на ежегодной выставке «Олдтаймер-Галерея», которая завершилась вчера в столичном Конгрессно-выставочном центре «Сокольники».

«Олдтаймер-Галерея» – выставка старинных автомобилей и технического антиквариата, которая каждую весну проводится в КВЦ «Сокольники». В этом году устроители выставки посвятили её 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Фестиваль «Моторы Победы» объединил десятки военно-технических музеев и клубов исторической реконструкции, которые съехались в столицу из разных уголков страны. Тематика представленных ими экспозиций обширна, ведь оружие победителей – это не только уральская броня и ленд-лизовская сталь боевых машин, но и заводские станки, фронтовые средства связи, а также боевые листки и уникальная кино- и фотохроника.

 

По словам заместителя начальника подразделения по сохранению исторического наследия московского Центра научно-технической информации и библиотек МЖД Владимира Витвицкого, победа в Великой Отечественной войне и железные дороги страны – понятия неразделимые, поэтому участие в выставке стало для музея столичной магистрали делом естественным и закономерным.

 

«Едва ли можно переоценить вклад железнодорожного транспорта в Победу над фашистской Германией. Эвакуация за Урал и в Среднюю Азию сотен заводов, транспортировка в тыл миллионов человек, доставка в действующую армию военных грузов и техники – всё это невозможно было бы осуществить без возможностей железной дороги. Поэтому центром нашей экспозиции мы решили сделать символичный мемориал железнодорожникам, которые воевали и самоотверженно трудились в тылу, приближая Победу», – рассказал Владимир Витвицкий корреспонденту «МоЖ», посетившему выставку в первый день её работы.

 

Позади своеобразного мемориала на баннерах размещены фотографии и документы, рассказывающие о работе железнодорожников в тылу и на фронте. Особое место организаторы экспозиции отвели трудяге-паровозу и людям, которые эксплуатировали и обслуживали эти машины. Так, на видном месте – портрет и личная форма машиниста депо Москва-Сортировочная Виктора Лиона, который водил литерные поезда. Этого человека-загадку считают личным машинистом Иосифа Сталина, он доставлял главнокомандующего и первых лиц советского государства на Ялтинскую и Потсдамскую конференции.

 

В стеклянной витрине – ушанка машиниста паровоза времён войны, звуковые петарды. Эти средства сигнализации локомотивная бригада обязательно брала с собой в рейс, чтобы обозначить состав в условиях плохой видимости, если он вдруг останавливался, к примеру, из-за повреждения пути бомбой или снарядом.

 

Как рассказал «МоЖ» Владимир Витвицкий, экспозиция музея Московской железной дороги, которая относится к периоду Великой Отечественной войны, ещё продолжает пополняться. В основном благодаря родственникам железнодорожников, которые были непосредственными участниками тех событий, но уже ушли из жизни. «Чаще всего их дети или внуки отдают нам какие-то архивные документы, которые хранились в семье, наградные листы, награды или фотографии. И это правильно. Время пройдёт, сменится ещё не одно поколение, и объективно рассказать о том времени смогут уже только сохранившиеся документы и музейные экспонаты».

 

Поскольку для музея МЖД участие в «Олдтаймер-Галерее» – первый подобный «выход в свет», организаторы экспозиции решили не ограничиваться только лишь экспонатами, имеющими отношение к Великой Отечественной войне.

 

«Впервые участвуя в выставке такого уровня, мы хотели рассказать об истории и развитии Московской железной дороги. Поэтому в экспозицию вошли также предметы, представляющие ретроспективу магистрали, отражающие специфику работы различных хозяйств, – это устройства сигнализации и связи, железнодорожные фонари, сигнальные флажки, переводной стрелочный механизм, награды и знаки отличия железнодорожников», – говорит Владимир Витвицкий.

 

Экспозиция Московской железной дороги хоть и заняла скромные 15 «квадратов», но, расположившись практически в центре выставки «Олдтаймер-Галерея», не была обойдена вниманием посетителей. Те, кто пришёл на неё с детьми, не могли пройти, к примеру, мимо действующего макета депо Московской Окружной железной дороги, выполненного воспитанниками Московской Детской железной дороги.

 

«Это наша коллективная работа, мы с ребятами сделали этот макет в прошлом году и впервые представили на конкурсе «Транспорт будущего» в РУТ (МИИТ). Макет достаточно компактный, его удобно транспортировать, в том числе на подобные выставки», – рассказывает преподаватель кружка железнодорожного моделирования Московской Детской железной дороги Олег Сергеев.

 

Экспонат выполнен в масштабе 1:87, его не рекомендуется трогать руками. Практически без перерыва работой «игрушечного» депо и миниатюрным подвижным составом управляет Михаил Пономарёв, учащийся Детской железной дороги, один из создателей макета. Он же может подробно рассказать интересующимся о каждой из тех моделей бронепоездов, паровозов и вагонов времён войны, которые выставлены рядом, в стеклянной витрине.

 

«Паровозы серии Э пережили и Первую, и Вторую мировые войны. На их долю выпало почти 70% всех военных перевозок, – говорит юный железнодорожник. – А бронепоезда делали на основе паровозов серии Ов, так называемых «овечек». На фронтах Великой Отечественной сражалось около 200 бронепоездов».


Елена Александрова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31