фото: Любовь Каретникова

Профи с малых лет

Воспитанники Приволжской детской железной дороги стали призёрами конкурса «Лучший юный профессионал»

За звание «Лучшего» сразились 150 представителей 25 детских железных дорог страны. Они показали теоретические знания и практические навыки по специальностям машинист тепловоза, монтёр пути, дежурный по железнодорожной станции, осмотрщик вагонов, проводник пассажирского вагона и электромонтёр СЦБ. По итогам соревнований представители малой Приволжской завоевали «золото» и «бронзу».
Чтобы попасть в команду Приволжской ДЖД, воспитанники прошли предварительный отбор.

– Согласно Положению о конкурсе в соревновании могут участвовать ребята от 14 до 17 лет. Среди них мы с помощью рейтинговой системы определили тех, кто хорошо справляется с обучающей программой, – поясняет старший инструктор Приволжской детской железной дороги Елена Фокина. – Также учитывали желание и целеустремлённость, ведь без этого невозможно добиться успеха. 

Приволжскую представляли шестеро ребят. Кроме них, в команду вошла Ольга Плетнёва, юный начальник малой магистрали. Она вместе с коллегами участвовала в тренингах слёта. 

Всё впервые

Победа в номинации «Лучший электромонтёр СЦБ» – не просто достижение девятиклассника Фёдора Дегтярёва, это настоящий прорыв всей малой Приволжской. Дело в том, что полигон, на котором ребята проходят практику, не оборудован устройствами сигнализации, централизации и блокировки, а теоретический курс в ДЖД ввели всего год назад. Несмотря на это, Фёдору удалось обойти коллегу с Ростовской детской железной дороги Дарью Пузенко, занявшую второе место. С теорией они справились с одинаковым количеством баллов, а вот на практике Фёдор набрал на четыре очка больше. 

– На отработку практических навыков у нас ушло три месяца, – рассказывает Елена Фокина. – Не было ни дня, чтобы Федя не посещал занятия.

Помогли в подготовке юного железнодорожника специалисты Максимгорьковской и Волгоградской дистанций СЦБ. Они предоставили необходимое оборудование, в том числе измерительные приборы, и показали, как с ним работать. 

– Занятия проходили в учебном классе СЦБ. Железнодорожники приносили инвентарь, который мы изучали, – поясняет Фёдор Дегтярёв. – Конкурс проходил в дружественной атмосфере. Ребята поддерживали друг друга.

Определяли лучшего среди юных электромонтёров СЦБ на базе Волгоградского техникума железнодорожного транспорта. Конкурсантам предложили решить кейсы, в которые вошли теоретические, практические вопросы и задачи на логику. Их отрабатывали на учебном полигоне и в электромонтажной мастерской. Экспертами выступили специалисты Волгоградской дистанции СЦБ и педагоги филиала РГУПС. 

– Мы сращивали провода на реле, переводили стрелку курбелем, меняли лампы на светофорах и проверяли рельсовую цепь на шунтовую чувствительность, – вспоминает победитель. – Такие задания я выполнял впервые. Для этого изучал работу в теории и смотрел тематическое видео. Принимающая сторона превращала конкурс в игру и подбадривала нас. Было увлекательно. 

На ДЖД Фёдор Дегтярёв попал случайно. Три года назад пришёл за компанию с друзьями. Да так и остался заниматься в кружке. 

– Я охотнее иду на детскую дорогу, чем просто гулять на улице. Мне интересно проводить время с инструкторами, которые много знают, но при этом общаются со мной как коллега с коллегой, – делится воспитанник малой Приволжской.

2018-й стал для Фёдора знаменательным: «бронза» во всероссийском конкурсе «Транспорт будущего», «золото» профмастерства. 

– Тогда, в мае, я сильно нервничал, переживал. На слёте справился с волнением и уже не боялся отвечать на вопросы жюри. Это хороший опыт, – считает девятиклассник. – Хочу связать жизнь с железной дорогой, но ещё не определился со специальностью. Возможно, стану эсцебистом. А пока хочется, чтобы детскую дорогу оборудовали необходимыми устройствами для практической отработки навыков.

Следуя за мечтой

Дмитрий Кулишов состязался по специальности машинист тепловоза. Он, так же как Фёдор, стал конкурсантом слёта впервые и горд, что награда за мастерство осталась в Волгограде. 

– Ответить на вопросы по инструкциям, конструкции локомотива и охране труда легко. Сложнее на практике: требуется не только показывать, но и рассказывать, как осуществляются приёмка, запуск и подъезд тепловоза к планке, – говорит участник. 

Начиная с мая Дима каждый день отрабатывал навыки вождения на полигоне ДЖД. Помогал в этом и его папа Александр Анатольевич – машинист эксплуатационного локомотивного депо Волгоград-Пассажирское. Именно он привил мальчику любовь к стальной магистрали. 

– Первый раз поехал на поезде в пять лет. Самое дальнее путешествие было в Москву. Потом я начал думать о том, как самому стать машинистом. В шестом классе вместе с родителями побывал на дне открытых дверей в Волгоградском техникуме железнодорожного транспорта. Мне там понравилось. Тогда родители записали меня в кружок «Юный железнодорожник», – вспоминает призёр. – Горжусь тем, что в столь раннем возрасте умею водить поезда.

За пультом управления тепловозом Дима оказался через две недели после начала занятий в кружке. 

– Сначала было страшно, но инструктор все подробно объяснял и показывал, что делать. И я стал чувствовать себя уверенно в кабине машиниста. Теперь планирую поступить в ВТЖТ. Подал документы, жду результатов зачисления, – рассказывает выпускник. – Победа в конкурсе «Лучший юный профессионал» – это престижно. Я показал, на что способен.

Участие в соревновании подарило не только приятные воспоминания, новых друзей, статуэтки и дипломы. Как заявил на торжественном закрытии слёта заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов, всем 18 победителям конкурса профессионального мастерства вручат сертификаты на целевое обучение в любом из девяти железнодорожных вузов страны. Руководитель отметил, что такое решение принято впервые.

Любовь Каретникова
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/