Специальный проект 'Под знаком качества'
фото: Алексей Шмалей

Есть проблема – будет решение

Проекты Валерия Герасимова повышают надёжность технических средств и сокращают расходы предприятия

Главный инженер Саратовской дистанции пути Валерий Герасимов стоял у истоков многих рацпредложений и проектов, реализованных на Приволжской магистрали. Недавно его талант отметили на дорожной школе по внедрению технологий бережливого производства в подразделениях Приволжской дирекции инфраструктуры, проходившей в Астрахани с 24 по 25 апреля.
В заключительный день мероприятия участников поделили на команды и дали непростое задание – выделить актуальную проблему, встречающуюся на производстве, и решить её с помощью инструментов бережливого производства. Команда, в которую входил Валерий Валерьевич, искала возможность минимизировать нарушения в работе рельсовых цепей.

– Основные проблемы при содержании изостыка возникают в результате просадок, выплесков, дефектности шпал и намагниченности, приводящей к попаданию в него металлической стружки, – рассказывает главный инженер ПЧ-11. – Всё это может вызывать отказы в функционировании технических средств. Мы решили свести данные проблемы к минимуму, создав бригаду, специализирующуюся на рельсовых цепях. В неё входят специалисты ПЧ и ШЧ, обслуживающие лимитирующие станции и перегоны, где чаще всего встречаются отказы этих элементов. На следующем этапе путейцев обучили основным принципам работы систем автоматики и телемеханики, что позволило повысить эффективность упомянутых бригад при выявлении и устранении всевозможных сбоев.

Причинами нарушений часто становятся мельчайшие металлические частицы, появляющиеся в процессе эксплуатации и выкрашивания рельсов. В результате намагничивания они притягиваются к изолированным стыкам, отделяющим друг от друга блок-участки на перегонах или стрелочные секции на станциях. Наличие металлической пыли в изостыках может привести к закорачиванию двух секций. В таких случаях на табло дежурного по станции загорается сигнальная точка, обозначающая ложную занятость одного или сразу двух блок-участков или секций. Для предотвращения отказов в работе технических средств с 2016 года в Саратовской дистанции пути внедряются стационарные устройства БЗП, способствующие размагничиванию рельсов.

– Устройства БЗП – это, по сути, большие магниты. Они крепятся по обе стороны от изолированного стыка и притягивают к себе металлическую стружку и прочие частицы, которые могут там скапливаться, – продолжает Валерий Валерьевич. 

Основной недостаток описываемого подхода связан с высокой стоимостью устройств БЗП. Главный инженер предложил другой, более экономичный способ борьбы с намагниченностью. Нововведение представляет собой уникальную конструкцию с применением шунта. Подобно молниеотводу, приспособление позволяет сместить центр притяжения в сторону от изостыка. Стоимость материалов для изготовления устройства не превышает двух тысяч рублей. Это значительно дешевле, чем тратится на комплект БЗП. 

– Намагниченность уходит по шунту через стыковой болт, – поясняет Валерий Валерьевич. – Мы не избавляемся от неё, а смещаем на метр-полтора в другую зону, где наличие металлической пыли не будет столь критичным. 

Внедрение проекта сведёт к минимуму отказы в работе рельсовых цепей и снизит задержки поездов на пять процентов. По предварительным оценкам, экономический эффект от реализации проекта с рабочим названием «Обеспечение бесперебойной работы изолированных стыков» составит без малого десять миллионов рублей. Описанная технология уже применяется на перегоне Саратов-1 – Саратов-3, а также станциях Трофимовский-2 и Саратов-2. 

По итогам дорожной школы-семинара по бережливому производству Валерию Герасимову присудили победу в номинации «Стратегическое мышление». Почётное свидетельство дополнит внушительную коллекцию профессиональных наград нашего героя. Помимо грамот и благодарностей за успешную работу в путевом хозяйстве, у него есть именные часы начальника Приволжской железной дороги. 

Перед тем как занять свою нынешнюю должность, главный инженер ПЧ-11 трудился в Аткарской дистанции пути, а затем на протяжении девяти лет – в службе пути. Огромный опыт работы в путевом хозяйстве способствует внедрению успешных проектов бережливого производства и не только. Валерий Валерьевич охотно делится секретами профмастерства с молодыми коллегами.

– Реализации хорошего проекта бережливого производства обычно предшествует проблема, которую необходимо устранить, – отмечает главный инженер. – Много полезных идей предлагают железнодорожники, работающие на линии. Мы доводим лучшие предложения «до ума» с точки зрения инженерного подхода и приступаем к внедрению. Часть проблем решается в рабочем порядке, а проект бережливого производства оформляется уже после реализации всех изменений.

Так было, например, когда в Саратовской дистанции пути внедрялись регулировочные пластины, повысившие срок службы подкладок КБ и сократившие эксплуатационные расходы предприятия. 

– Износ подкладок КБ в кривых участках малого радиуса возникает постепенно, по мере прохождения поездов. Это приводит к отклонению ширины колеи от нормативного значения, – поясняет Валерий Герасимов. – Когда износ подкладки становится критическим, её заменяют. 

Путейцы решили отсрочить момент приобретения новой детали. Для этого установили п-образные пластины в зазоры, появляющиеся в местах контакта подошвы рельса и реборды подкладки. Решение позволило привести ширину рельсовой колеи к нормативным значениям. Экономический эффект от внедрения превысил 250 тысяч рублей.

При содействии главного инженера на предприятии реализуется множество рацпредложений. Из последних следует отметить производство молотков для разрядки рельсовых плетей. Путейцы изготавливают инструменты из старого резинокордового покрытия, тем самым экономя десятки тысяч рублей. 

Как говорит Валерий Валерьевич, идеи проектов ему подсказывает сама жизнь, поэтому предложения имеют реальную перспективу для внедрения.

Алексей Шмалей
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/