фото: Наталья Рузмикина

С рельсов – в музей

Трамвай исчез с улиц Астрахани почти семь лет назад. Говорить о его возрождении не приходится, но вот увидеть экспозиции, посвящённые этому виду городского транспорта, скоро можно будет в музейно-выставочном комплексе «Цейхгауз».
В 2015 году астраханский трамвай мог бы отметить свой юбилей, ведь впервые на городских улицах он появился в 1900-м. 

Строительство трамвайных линий в Астрахани началось в конце XIX века. После ознакомления с опытом других городов, в частности Нижнего Новгорода, составили проект контракта и схему трамвайных путей. Первые трамваи были большими: в каждой машине имелось по 20 сидячих мест и 24 места для стояния. Проезд в первом классе стоил пять копеек, во втором – три копейки. В числе льготников, кому разрешалось ездить бесплатно, были учащиеся в форме и полицейские. 

В связи со строительством железной дороги Саратов – Астрахань проложили линии и к железнодорожному вокзалу. К 1916 году подвижной состав насчитывал 45 моторных и 21 прицепной вагон. За всё время существования трамваев в Астрахани движение прекращалось только однажды, в апреле 1919 года – по причине боёв гражданской войны.

Увы, бой со временем этот вид транспорта не выиграл: ликвидация трамвайного движения в связи с его нерентабельностью началась в августе 2005 года и завершилась в июле 2007-го.

В течение почти полувека на базе трамвайно-троллейбусного предприятия существовал музей городского электротранспорта, о котором, впрочем, из горожан мало кто знал. Чаще всего его посетителями становились студенты и школьники. Появился музей, как это часто бывает, благодаря стараниям энтузиаста – Валентина Митрофановича Николаева, председателя совета ветеранов предприятия. По прошествии времени вместе с самим трамваем едва не канул в Лету и музей. К счастью, этого не случилось, и вот теперь транспортная экспозиция сменила собственника – перешла «под крыло» Астраханского государственного музея-заповедника. 

Главную ценность здесь, по словам музейных работников, представляют уникальные модели трамваев и троллейбусов разных лет, редкие фотографии, награды, схемы движения. После реставрации эти исторические сокровища разместятся в «Цейхгаузе», который находится на территории Астраханского кремля. Всего будет выставлено около 30 экспонатов. Самые дорогие из них – 12 макетов трамваев ручной работы, точные копии реально существовавшего транспорта. Каждый представлен в единственном экземпляре и заслуживает особого внимания.

– По этим миниатюрным трамваям разных эпох мы наглядно проследим эволюцию развития астраханского городского транспорта, – говорит заместитель директора по науке и экспозициям Астраханского музея-заповедника Андрей Курапов.

Самым объёмным экспонатом станет настоящая тренировочная кабина для обучения водителей 70-х годов прошлого века. В обход всех музейных традиций её можно будет не только трогать руками, но даже посидеть внутри. Открыть экспозицию для всех желающих планируется 16 апреля.

Наталья Рузмикина
© АО «Газета «Гудок»
Условия использования материалов | http://www.gudok.ru/use/