30 ноября 2021 06:31

30 ноября 2021 06:31

фото: Константин Шмалей

В поисках «кладов»

На путях Приволжской трудится уникальный в своём роде щебнеочиститель

Для восстановления упругости щебёночного слоя и его дренирующих свойств, а также для улучшения несущей способности балластной призмы на железной дороге применяется специализированная путевая техника. На Приволжской магистрали на этом направлении сегодня работает RM 80 – путевая машина, предназначенная для очистки балласта. В среднем за год она прорабатывает до 60 километров пути. Корреспонденту нашей газеты собственными глазами удалось увидеть уникальную технику и убедиться в её эффективности.
Вымирающие виды

Если бы путевая машина RM 80 была живым существом, то благодаря уникальности её непременно занесли бы в красную книгу. На Приволжской этот вид путевой техники представлен в единственном экземпляре. Увидеть эту машину, да ещё в работе, – большая удача. Но сегодня мне повезло! Диковинный щебнеочиститель стоит на третьем пути станции Курдюм. Впрочем, рассмотреть его как следует у меня ещё будет время – работать на этом участке RM 80 предстоит до конца недели.

– В общей сложности здесь нам необходимо очистить 900 метров балласта, – поясняет Владимир Макаров, заместитель начальника ПМС № 154, базирующейся на станции Сенная. – Проведённые работы позволят снизить скоростные ограничения на этом участке пути. Дело в том, что со временем, из-за интенсивного грузопотока, щебень начинает превращаться в пыль, существенно загрязняясь при этом. Без своевременной очистки балластная призма теряет свои свойства, что может привести к ухудшению состояния пути.

– А куда девается старый, непригодный к использованию щебень? – интересуюсь я.

– Вместе с накопившейся грязью мелкий щебень попадает в состав для засорителей и вывозится со станции.

А вот и он – лёгок на помине! Состав, о котором мы только что говорили, вернулся после выгрузки накопившегося мусора и снова готов к работе. Через мгновение произойдёт его стыковка с RM 80, и очистка балласта продолжится.

Тем временем бригада Багаевской механизированной дистанции пути из четырёх человек занимается проверкой и прогреванием основных узлов своей уникальной машины. Всё строго по регламенту. RM 80 требует бережного к себе отношения как минимум по двум причинам. Во-первых, её стоимость превышает четыре с половиной миллиона долларов, а во-вторых, эту машину можно считать долгожителем: в этом году ей исполняется 14 лет. Некоторые железнодорожники даже помнят день рождения «ласточки» – так ласково они окрестили свой стотонный щебнеочиститель.

– 19 апреля 1999 года. Запомнил эту дату потому, что именно с этого дня я начал работать на ней! – рассказывает старший смены машинист RМ 80 Станислав Бачинский. – Несмотря на то, что собирали эту машину в Калуге, она считается австрийской: детали – из Австрии, специалисты, собиравшие её в Калуге, – тоже. Сейчас такая техника уже не выпускается. А цифра «80» в названии – это год её изобретения. Есть, конечно, более дешёвые отечественные щебнеочистители, но они буквально во всём уступают своему европейскому аналогу. «Загнивающий» капитализм, что ни говори, делает отличную технику.

И вот – состыковка состоялась! Первый вагон состава для засорителей только что успешно прицепился к RM 80, и – можно начинать работать. 

Вмиг посерьёзнев, Станислав Бачинский, с которым я только что разговаривал, занимаем своё привычное место «у руля» в кабине «ласточки». Все агрегаты включаются в строго определённой последовательности. Помощники, стоящие снаружи по обе стороны RM 80, в это время подают условные сигналы машинисту. Круговое движение руки... «Он сказал: «Поехали!» – догадываюсь я. И тут же все основные узлы уникального экземпляра приходят в движение. Признаться, я ожидал, что от шума заложит уши – уж больно внушительны размеры щебнеочистителя. Но – ничего подобного! Машина работает настолько тихо, что мы можем продолжать разговаривать, не повышая голоса. 

Что скрывается в недрах балласта?

Основной принцип работы «ласточки» можно описать одним предложением. Она немного поднимает рельсошпальную решётку и одновременно с этим производит вырезку балласта под нею, как бы «съедая» его при этом. 

Перед тем как попасть в вагон для засорителей, щебень проходит довольно длинный путь. Сначала все камни разного калибра вместе с землёй поднимаются по направляющим. Это напоминает большую  бензопилу: баровая цепь движется по кругу, унося с собой всё новые порции грязного балласта. Вся неочищенная масса, словно по эскалатору, уходит наверх и попадает в так называемый «грохот». Это место, где, собственно, и происходит очистка загрязнённого балласта. Виброгрохот – своеобразное сито, с помощью которого отсеивается вся грязь и мелкий щебень. Ненужный мусор выбрасывается в вагон для засорителей, а очищенный щебень больших фракций отправляется в путь – он снова готов к эксплуатации. По статистике, такая «удача» выпадает на долю всего лишь трёх процентов обработанного камня. И всё же, благодаря рациональному использованию ресурсов, железнодорожники ежегодно экономят миллионы рублей на приобретении нового щебня. 

А RM 80 продолжает уверенно двигаться вперёд. Правда, не слишком быстро: средняя скорость вырезки балласта, в зависимости от его загрязнённости, не превышает ста метров в час. Хотя, по технологии, машина должна двигаться в два раза быстрее. Но то – в Австрии! На наших же дорогах разогнаться до такой скорости не получается. Мешает грязный балласт и всевозможные «сюрпризы», которые он скрывает.

– Стой! – вскидывает руку помощник машиниста. – Ещё один «подарок» попался...

RM 80 медленно останавливается, помощник отправляется за «подарком». Так обычно именуются всевозможные деревяшки, провода и железяки, попавшие в баровую цепь. Если что-нибудь из этого «добра» просочится в систему, то в ней произойдёт резкий скачок давления и – машина заглохнет. 

– Однажды мы даже раритет откопали – крупповский рельс 1942 года выпуска, – припомнил Бачинский. – Нашу находку забрали в музей. Но то единичный случай, обычно попадается всевозможная ржавчина, которую кто-то давно забыл здесь. 

Интересно, что сказали бы австрийцы, узнав о том, в каких условиях работает их детище? В Европе-то балласт очищается каждые три года, а у нас – хорошо, если раз в десятилетку…

Очередной «подарок» уже в руках у помощника, и щебнеочиститель снова готов к работе. Я хотел было пожелать, чтобы подобных «кладов» на его пути больше не попадалось, но... Глядя на чёрный от мазута и грязи балласт, простирающийся впереди по ходу RM 80, счёл за благо промолчать. Долгой жизни тебе, «ласточка»!

Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30