06 декабря 2021 16:57

06 декабря 2021 16:57

фото: Геннадий Наконечный

Жизнь крута, а Крутов – круче

Позавидуешь бодрости не по годам машиниста с более чем сорокалетним стажем

Более четверти века назад на станции Анисовка около вокзала был установлен на вечную стоянку паровоз-памятник Эх 13-28.
Такой высокой чести старый паровоз был удостоен заслуженно. Много дел на его счету. Он был изготовлен в 1916 году. Одна из самых ярких страниц «послужного списка» Эх13-28 – это работа в годы Великой Отечественной войны в прифронтовой полосе Сталинграда. Именно это и послужило основанием для принятого в июне 1987 года Энгельсским городским советом народных депутатов решения признать паровоз памятником истории «в честь подвига железнодорожников в годы Великой Отечественной войны».

Самое непосредственное отношение к памятнику имеет здешний ветеран Яков Крутов. Он начинал свой трудовой путь машиниста именно на этом паровозе, который в пятидесятых годах уже использовался в качестве маневрового локомотива.

...Яков Яковлевич живёт в Анисовке, в небольшом доме на улице Мясокомбинатской. Когда он переезжал сюда из Саратова в 1955 году, улица именовалась Железнодорожной, и хозяин квартиры до сих пор уверен, что прежнее название было куда более подходящим. 

Яков Крутов родом из села Ивановка, что под Базарным Карабулаком. Несовершеннолетним парнишкой он в 1943–1945 годах работал на военном заводе, эвакуированном в Базарный Карабулак из Ленинграда, сверловщиком-разметчиком. После окончания войны вместе с приятелем Володей Комаровым поехал поступать в Саратов в железнодорожное училище. Но приятель не прошёл медкомиссию: врачи определили заболевание глаз. Однако в дальнейшем это не помешало ему служить в ракетных войсках и стать майором. Вот такой парадокс. А Яков после учёбы работал в Саратовском депо помощником машиниста, затем, окончив курсы машинистов, водил поезда. Женился, получил жильё... в двухосном вагоне. Может, и дальше проживал бы в таком «комфорте», но эти вагоны понадобились для направлявшихся тогда на целину многочисленных составов. Крутову предложили на выбор переезд в Карамыш, Сенную, Анисовку. Он выбрал последний вариант. 

Работал в Покровске и Анисовке в качестве машиниста грузовых поездов, затем – старшего машиниста. Водил поезда в основном на направлениях до Карамыша и Сенной вплоть до выхода на пенсию в 80-х годах. В 1971 году железнодорожник был награждён орденом «Знак Почёта», это его самая значительная награда после медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В присвоении ордена сыграла роль и активная общественная работа Якова Яковлевича в составе месткома: три созыва он был депутатом Приволжского поселкового совета и один – Энгельсского городского.

В июне Якову Крутову исполнилось 84 года. Но он без видимых усилий не только приходит к паровозу-памятнику, но и поднимается на него. Как-то позвонили местные телевизионщики, обещали снять посвящённую ему передачу, чуть ли не в кабине паровоза. Потом отменили. А это фото сделано на днях.
Геннадий Наконечный
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31