04 декабря 2021 07:59

04 декабря 2021 07:59

фото: Ирина Соколова

Кассир с военной закалкой

Наталья Литавор уверена: самое важное в работе – уважительное отношение к людям и вежливость

После семидневного путешествия на поезде до Томска и обратно Наталья Литавор зареклась: «Больше в этот вид транспорта ни ногой!». Однако никогда не говори «никогда». Спустя год женщина устраивается проводником поездов дальнего следования. И вот уже на протяжении пяти лет железная дорога для неё – любимая и стабильная работа.
Впрочем, проводником Наталья проработала недолго – около двух лет. Чтобы уделять больше внимания своей семье, в которой подрастали дети, она сменила форму проводника поезда дальнего следования на деловой стиль разъездного балетного кассира в пригородном сообщении. 

– Что общего оказалось в работе проводника и билетного кассира? – интересуюсь я.

– Практически всё! – отвечает Наталья. – И там, и там – люди, постоянное общение. С той лишь разницей, что, когда едешь на дальнее расстояние, пассажиры практически не меняются. И за полдня эти 36 человек становятся, как родные. Ты подмечаешь их привычки, особенности характера. Знаешь, кто сейчас придёт за чаем, кто спит, кому нужно уделить особое внимание. В пригородных поездах не так. Там постоянное движение. Пассажиры меняются очень быстро. И на то, чтобы к каждому из них найти подход, у проводника порой имеется лишь несколько секунд.

– Какой первый рабочий день запомнился больше: в должности проводника или разъездного билетного кассира? – продолжаю я свои расспросы. 

– Честно? – улыбается Наталья. – Страшновато было и в должности проводника, и билетного кассира. Свой первый рейс в составе поездной бригады я совершала по маршруту Саратов – Балаково – Москва. Работа проводника заключается ведь не только в обслуживании пассажиров, проверке билетов и продаже чая. Это ещё и учёт белья, и отчёты. Нужно во всём быстро ориентироваться. А в пригороде первый рейс был до станции Александров Гай. Тогда по этому маршруту рельсовый автобус ещё не ходил и пассажиров перевозил пригородный поезд на тепловозной тяге. Народу в вагонах было очень много. Даже на вторых полках сидели. Спасибо, со мной ехала опытный кассир, которая подсказывала мне, где какая тарифная зона.

Сегодня Наталья уже не просто разъездной билетный кассир. За три года она «доросла» до исполняющего обязанности инструктора поездных бригад в ОАО «Саратовская пригородная пассажирская компания».

– Какие самые первые слова вы говорите начинающим кассирам?

– Что железная дорога – зона повышенной опасности, – отвечает Наталья. – Затем напоминаю: самое важное в работе кассира – уважительное отношение к людям и вежливость. Нужно грамотно выполнять свою работу и уметь общаться с людьми. С опытом ты уже по глазам определяешь, что хочет пассажир. Ведь самая главная награда для кассира, чтобы проезжающие в пригородных поездах люди оставались довольными, и к нам не приходили жалобы, а только благодарности.

Наталья из тех людей, про которых можно сказать, что этот человек обладает внутренним стержнем. Парадоксально, но эта обаятельная, улыбчивая женщина по образованию... военный химик! Да-да, Наталья Литавор – выпускница Саратовского училища радиационной химической и биологической защиты. Но время и исторические катаклизмы внесли свои коррективы в жизнь женщины, и с мечтой о службе ей пришлось проститься.

– Какие навыки, полученные при обучении военной специальности, пригодились в мирной профессии билетного кассира? – интересуюсь я.

– Выдержка и умение контролировать свои эмоции, чувства.

Действительно, эти качества незаменимы для человека, профессия которого напрямую связана с постоянным общением. А пассажиры в пригородных поездах, как известно, все разные. Кто-то улыбнётся, а кто-то и нахамит. Случаются порой и совсем из ряда вон выходящие случаи. Так, в практике Натальи есть один такой бесчеловечный пример. Одна пассажирка провозила в электропоезде кошку. Когда к ней подошли билетные кассиры и попросили оплатить провоз животного, гражданка наотрез отказалась. «Для меня это слишком дорого!» – заявила она, и на глазах у шокированных пассажиров выбросила бедное животное в окно. Поезд в это время мчался на полном ходу. 

К счастью, подобные случаи в практике разъездных билетных кассиров всё-таки исключение, нежели правило. 
Ирина Соколова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31