04 декабря 2021 20:06

04 декабря 2021 20:06

фото: Владимир Кожунков

Приволжский треугольник

Руководству магистрали приходится выстраивать отношения с тремя субъектами федерации

Развитие Приволжской железной дороги зависит от многих факторов. В том числе – от эффективного взаимодействия с региональными органами власти. В «зоне интересов» нашей магистрали – Саратовская, Волгоградская и Астраханская области. О том, как удаётся налаживать отношения сразу с тремя субъектами федерации, рассказывает собеседник нашего корреспондента.
Николй Петрученко, начальник отдела по работе с органами власти

33_7_1.jpg

– В прошлом году Приволжская магистраль в лице её начальника Александра Храпатого подписала с губернаторами Саратовской, Астраханской и Волгоградской областей соглашения о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2012–2014 годы. 

Эти документы включают различные аспекты сотрудничества: от грузовых и пассажирских перевозок, инвестиционной деятельности, налоговой политики до взаимодействия в области образования, здравоохранения, правопорядка, экологической безопасности, занятости населения, использования промышленного и научного потенциала региона.

Сегодня на полигоне Приволжской железной дороги реализуются два крупных инвестиционных проекта. Первый – реконструкция участка Максим Горький – Котельниково, где осуществляется строительство вторых путей. Второй проект – комплексная реконструкция участка Волжский – Верхний Баскунчак – Аксарайская. Там также проходит строительство вторых путей. Впоследствии данное направление будет электрифицировано.  

В соответствии с инвестиционным законодательством Астраханской и Волгоградской областей руководством компании и субъектов федерации подписано инвестиционное соглашение по реализации данных проектов. В результате чего Приволжская железная дорога получила значительные послабления в части налогообложения.   

– В соглашениях о взаимодействии и сотрудничестве, которые вы упомянули, одним из приоритетов является обеспечение социально значимых пригородных пассажирских перевозок. Однако уже не первый год не удаётся достичь консенсуса в сфере компенсации выпадающих доходов пригородных компаний. Как сегодня осуществляется взаимодействие с регионами в сфере пригородных перевозок? 

– В первую очередь, взаимодействие в сфере пригородных перевозок предусматривает перевозку льготной категории граждан. Это пенсионеры и инвалиды. За счёт денежных средств, выделяемых из областных бюджетов, ОАО «Волгоградтранспригород» и ОАО «Саратовская пригородная пассажирская компания» предоставляют льготникам бесплатный проезд в электричках и рельсовых автобусах. Также предусмотрены скидки для учащихся: студенты и школьники пользуются услугами пригородного транспорта, оплачивая лишь половину их стоимости.   

По перевозкам льготной категории граждан между областными правительствами и Приволжской железной дорогой достигнуто взаимопонимание. При принятии областных бюджетов необходимые средства всегда закладываются. Но вот с компенсацией пригородным компаниям выпадающих доходов в результате регулирования тарифов руководством области дела обстоят хуже.

Сегодня себестоимость пригородных перевозок складывается из ряда составляющих: плата за пользование железнодорожной инфраструктурой, содержание и обслуживание поездов и так далее. И если формировать цену билета на проезд в электричках, исходя из их реальной стоимости, то многие люди просто не будут иметь возможность воспользоваться этим видом транспорта. Ведь основные пассажиры электричек – пенсионеры, студенты, граждане с небольшим достатком. Чтобы этого не произошло, областные власти регулируют тарифы на перевозки, учитывая достаток и платёжеспособность жителей того или иного региона. В итоге разница между себестоимостью перевозок и установленным тарифом должна компенсироваться  из областного бюджета. 

– Однако не во всех регионах власти выполняют свои обязательства в части компенсации выпадающих доходов пригородных компаний...

– Это действительно так. Например, в бюджете Волгоградской области заложены средства, необходимые для полной компенсации выпадающих доходов ОАО «Волгоградтранспригород». И эта пригородная компания – одна из немногих на сети дорог, которые работают без убытков. 
Совсем  иная ситуация складывается вокруг ОАО «Саратовская пригородная пассажирская компания». Уже три года региональные власти не выполняют в полном объёме свои обязательства по компенсации выпадающих доходов. И сегодня мы пытаемся получить эти средства, начиная с 2011 года. Сейчас руководство компании проводит целенаправленную работу по обоснованию выпадающих доходов, то есть подтверждает ту сумму, которую задолжала компании Саратовская область. Федеральная служба по тарифам провела экспертизу представленных материалов по формированию расходной части бюджета компании и в целом согласилась с заявленными нами расходами. Сегодня эти материалы рассматриваются в правительстве Саратовской области. Мы надеемся на положительное решение данного вопроса. Ведь пригородный транспорт, по сути, – залог развития экономики области. Работа сейчас есть далеко не во всех населённых пунктах Саратовской области, и многие люди вынуждены трудиться в областном центре. Для них пригородный железнодорожный транспорт – зачастую единственный способ добраться до Саратова с дальней станции.

– Ещё один важный пункт соглашения между Приволжской железной дорогой и правительством Саратовской области – строительство в Саратове детской железной дороги. Но прошли уже годы, а оно так и не началось. Почему?

– Одна из основных проблем – неопределённость с землёй. Руководство дороги несколько раз обращалось с предложениями по этому поводу к руководству Саратовской области и города Саратова. Рассматривалось несколько вариантов выделения земли под строительство ДЖД: в Парке Победы, на новой и старой набережных города. Но «земельный вопрос» по-прежнему остаётся открытым. Кстати, пример детской железной дороги в Волгограде наглядно демонстрирует, насколько важно правильно выбрать место расположения такой магистрали. Ведь детская дорога должна и окупать себя, и быть территориально доступной. На мой взгляд, лучше всего было бы «привязать» её к новой набережной. Однако решение должны принять руководство области и города.

Финансирование строительства детской дороги ОАО «РЖД» берёт на себя. От саратовских властей требуется выделить земельный участок и отдать его в аренду под строительство на безвозмездной основе. Руководство дороги надеется, что это препятствие удастся преодолеть, и у саратовских ребятишек тоже появится своя «малая Приволжская».
Ирина Соколова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31