08 декабря 2021 18:45

08 декабря 2021 18:45

фото: Наталья Рузмикина

С пути не свернуть

Участковый метод вызвал много вопросов, но отказаться от него нельзя

Представители региональных дирекций инфраструктуры 16 железных дорог собрались на минувшей неделе в Астраханском регионе, чтобы обсудить насущные проблемы путевого хозяйства и принять важные решения для его дальнейшего развития.
Программа сетевой школы передового опыта на Приволжской железной дороге, состоявшейся 29–30 августа, была очень насыщенной. Её основными темами стали организация текущего содержания пути участковым методом и планово-предупредительный ремонт машинизированным способом.

Мероприятие открыл первый заместитель начальника Центральной дирекции инфраструктуры Алексей Киреевнин, отметивший важность обмена опытом и актуальность обозначенных тем. Также в совещании приняли участие первый заместитель начальника Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры Владислав Калинин, первый заместитель начальника Управления механизации этой же дирекции Николай Новиков, заместитель начальника Приволжской железной дороги по территориальному управлению в Астраханском регионе Владимир Лоещук.

Представители каждой магистрали имели возможность высказать своё мнение, поделиться опытом. В рамках сетевой школы состоялись круглые столы, на которых рабочие группы обсуждали возможные пути реализации задач, поставленных руководством ОАО «РЖД». Прийти к единому мнению собравшимся было непросто, поскольку каждая дорога, имея свою специфику работы, отстаивала собственную точку зрения. Тем не менее, по итогам двухдневного форума сформированы предложения, которые и будут представлены вице-президенту ОАО «РЖД», начальнику Центральной дирекции инфраструктуры Владимиру Супруну.

32_4_1.jpg
Одной из самых горячих тем обсуждения в рамках сетевой школы передового опыта стало введение участкового метода обслуживания пути. Опыт показал: система требует доработки, в том числе с учётом специфики регионов. Несмотря на то, что переход на участковую систему был полностью завершён в октябре 2012 года, единый подход в её реализации так и не выработан.

Подтверждением тому служат и слова первого заместителя начальника Центральной дирекции инфраструктуры Алексея Киреевнина:

– Сегодня Московская дирекция инфраструктуры идёт своим путём, Западно-Сибирская – своим. Где-то для выполнения работ формируют укрупнённые бригады, но оставляют чисто околотковую систему, утверждая, что перешли на участковую систему. На самом деле – всё как было, так и осталось. Получается, сменили только вывеску.

Чем больше представителей различных региональных дирекций вступали в обсуждение, тем явственней становилась проблема: единой участковой системы обслуживания пути нет. Например, на Московской железной дороге зоны ответственности на участках в дистанциях пути распределены следующим образом: первая бригада – по осмотру пути и промерам, вторая, укрупнённая, – по планово-предупредительным работам, третья – по неотложным устранениям неисправностей. За безопасность отвечают начальник участка и руководитель первой бригады. Введение данной системы позволило москвичам минимизировать расходы по транспортировке людей на перегон, повысить качество работ.

Иной подход озвучил начальник службы пути Северной дирекции инфраструктуры Александр Чечельницкий.

 – Очевидно, что единой «болванки», подходящей для всех дистанций и всех линейных предприятий, нет, – отметил руководитель. – Применение этой системы неэффективно там, где много мелкой, но срочной работы. Да, участковый метод должен быть, но при условии сохранения системы околотка или линейного участка, где во главе стоит дорожный мастер и отвечает за текущее содержание пути, где созданы укрупнённые бригады для выполнения плановых объёмных работ на участках. Кроме того, необходимо разделение функций у бригадиров: одни контролируют, другие непосредственно устраняют неисправности. Вопрос в том, как обозначить должность работника, который несёт ответственность.

В дистанциях Горьковской дирекции инфраструктуры данный «особо ответственный» работник назван бригадиром по контролю. Как рассказал начальник службы пути этой дирекции Евгений Чибышев, этот специалист производит  промеры, контролирует и оценивает качество выполненных путейскими бригадами работ. Качество проведения осмотров позволило на данном полигоне значительно снизить – за счёт отсутствия зависимости бригадира от дорожного мастера – риск сокрытия неисправностей. В числе бригадиров по контролю – хорошо подготовленные, опытные работники. Для их стимулирования в дистанции разработано положение о премировании. 

А вот на Свердловской дороге ответственность за состояние пути и обеспечение безопасности возложена на дорожных мастеров по неотложным работам.

Относительно участковой системы, как признали участники сетевой школы, и по сей день остаётся немало вопросов. Чтобы она эффективно заработала на всех дорогах, предстоит внести ещё немало изменений. Но не подлежит сомнению одно: пути назад быть не может.

Наталья Рузмикина
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31