08 декабря 2021 15:43

08 декабря 2021 15:43

фото: Алексей Шмалей

Всё только начинается

Оставаться всегда молодой – одно из преимуществ печати

Она видела, как в 30-е годы восставала из разрухи и развивалась Рязано-Уральская магистраль. Была вместе с железнодорожниками во время налётов немецких бомбардировщиков на Верхний Баскунчак и Сталинград. Вдохновляла людей на трудовые подвиги послевоенных пятилеток и поддерживала в сложные перестроечные годы.  
Она помнит, как постепенно наращивались скорости поездов и увеличивался их вес. Она запечатлела для потомков последний мчащийся по нашей магистрали паровоз и первый электровоз, строительство грандиозных мостов и современных депо. Она – это газета «Железнодорожник Поволжья», свежий номер которой вы держите в руках. Точно так же, ровно восемьдесят лет назад, ваш дед или прадед с трепетом открывал первый номер «Рабочего транспорта» – под таким названием наше издание впервые увидело свет в 1933 году. 

В конце двадцатых – начале тридцатых годов прошлого века газеты выходили на каждом крупном железнодорожном предприятии Рязано-Уральской магистрали. Насыщенные агитационными материалами, лозунгами и броскими карикатурами, они помогали руководителям железной дороги сплачивать рабочий класс и нацеливать его на достижение производственных результатов. «Рычаг», «За боевые заслуги», «Деповец», «Призыв ударника» и ряд других газет в итоге сливаются в одно крупное издание – «Рабочий транспорта», на долгие годы ставшее информационным источником всей магистрали. 

В архиве Российской государственной библиотеки, что в Москве, хранится самый первый номер нашей газеты, датированный 16 октября 1933 года. Его открывает обращение редакции к читателям: «Рабочие-железнодорожники! Пишите в свою дорожную газету. Развернув беспощадную самокритику, сломим саботаж решений ЦК и СНК о транспорте.

Хлебоперевозки – важнейший участок. Разоблачим срывщиков этой ударной работы. Как дорога готовится к зиме? Как развёртывается смотр дороги, проводимый политотделом, как идёт соревнование в районах, на станциях, в депо, в бригадах? Шлите в газету договоры и самообязательства, пишите о результатах проверки соцдоговоров. Выше знамя самокритики! Каждый должен быть активным рабкором газеты «Рабочий транспорта». 

И в самом деле, наличие «штата» внештатных и рабочих корреспондентов всегда отличало нашу газету. Каждый железнодорожник имел и имеет возможность рассказать на её страницах о достижениях и проблемах своего предприятия и отрасли в целом, напрямую обратиться к руководству и получить ответы на интересующие его вопросы. Несмотря на реформы и преобразования, произошедшие за последние годы в железнодорожной отрасли и в корпоративной прессе, газета продолжает расширять сеть внештатных корреспондентов на всём полигоне Приволжской магистрали. 

«Железнодорожник Поволжья» – единственное дорожное издание, работе которого посвящена документальная повесть «Завтрашний номер газеты». Её автору Андрею Давидьянцу пришлось трудиться в газете в военное лихолетье. Он, подобно герою «Песни военных корреспондентов», «с лейкой и блокнотом, а то и с пулемётом» прошёл сквозь огонь и стужу Великой Отечественной войны.

Журналисты «Рабочего транспорта» были не просто трансляторами информации. Мало кто знает об этом, но они тоже внесли свой вклад в развитие магистрали, в частности в сокращение времени простоя транзитных поездов. Вместе с железнодорожниками работники редакции ездили на соседнюю Пензенскую дорогу перенимать опыт скоростной обработки поездов, а затем внедряли его на нашей. Вот отрывок из воспоминаний Андрея Давидьянца: «Несколько дней подряд вместе с руководителями всех служб узла намечаем, какие внести новаторские поправки в технологический процесс. Обходим пути, беседуем с рабочими. На каждом шагу командиры и журналисты проверяют готовность к работе по-новому. Как перед большим сражением. Произвели революцию в расстановке сил.

И настал день первого скоростного поезда – 22 марта 1940 года. Около пути, на который ожидалось прибытие транзитного состава, в заранее продуманном порядке стоят осмотрщики. Начеку и технический конторщик, которому предстоит быстро сверить с документами главного кондуктора номера вагонов. Здесь же и командиры станции. Мы, журналисты, стараемся быть в тени. Даже блокноты не вынимаем. Волнуемся не меньше тех, кому сейчас придётся обрабатывать поезд. Как получится задуманное?».

Вопреки волнениям в тот раз всё прошло отлично. 

Однако история нашей газеты, к сожалению, не была безоблачной. Пережив вместе с магистралью голодные тридцатые годы, военные сороковые, ударные пятидесятые, в 1962 году «Рабочий транспорта» закрывается. Кстати, в тот год аналогичная участь постигла издания и ряда других магистралей. На долгих 18 лет наша дорога лишилась своего печатного слова.

В 1980-м газета возрождается под названием «Железнодорожник Поволжья». За годы молчания многое изменилось как на железной дороге, так и в журналистике. Многочисленные рисунки и карикатуры, составлявшие основной массив графических изображений в «Рабочем транспорта», заменили качественные профессиональные фотографии. На место сатиры, лозунгов и призывов пришли оперативные информационные и аналитические материалы. 

И вот – новейшая история, эпоха больших реформ на транспорте. В апреле 2011 года «Железнодорожник Поволжья» стал филиалом крупнейшего отраслевого информационного холдинга – ОАО «Газета «Гудок». Вновь многое изменилось в жизни редакционного коллектива и продолжает меняться, но неизменным остаётся главное: с нашей Приволжской железной дорогой у нас – общие цели и задачи, проблемы и надежды, общая судьба.
Ирина Соколова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31