04 декабря 2021 22:49

04 декабря 2021 22:49

фото: Алексей Шмалей

Определить приоритеты

Реализация крупнейших проектов на Приволжской может затянуться

В этом году на реализацию инвестиционных проектов по всем регионам Приволжской магистрали направлено более 15 миллиардов рублей. О том, как будут потрачены все эти средства и как обстоят дела с их освоением, рассказывает начальник инвестиционного отдела дороги Наталья Пахотных.
– Наталья Дмитриевна, сколько средств ОАО «РЖД» выделило на развитие нашей магистрали в этом году?

– Если говорить в целом, то в этом году инвестиционная программа ОАО «РЖД» на полигоне Приволжской железной дороги составляет 15,5 миллиарда рублей. Это на полтора миллиарда больше, чем в прошлом году. Значительная часть этих средств будет направлена на приобретение тягового подвижного состава. С начала текущего года получено 13 новых двухсекционных тепловозов 2ТЭ116У. Всего же в этом году запланировано приобрести 38 двухсекционных тепловозов этой серии и один трёхсекционный. Помимо этого будет приобретено 5 маневровых тепловозов. Весь этот подвижной состав поступит в эксплуатационное локомотивное депо Максим Горький.

– Расскажите, пожалуйста, об основных инвестиционных проектах, которые сегодня реализуются на Приволжской.

– Прежде всего это ряд приоритетных инвестиционных проектов, которыми мы занимаемся уже несколько лет. Так, в этом году продолжается работа по реализации проектов, направленных на снятие инфраструктурных ограничений и увеличение пропускной способности участков. Речь идёт о комплексной реконструкции участка Трубная – Верхний Баскунчак – Аксарайская, который является составной частью международного транспортного коридора «Север – Юг». Он обеспечивает транспортно-экономические связи в сообщении Урала, Сибири, Северо-Запада и Центра с Югом страны и портами Каспийского моря. 

В рамках реализации проекта «Комплексная реконструкция участка М. Горький – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского узла» ведутся работы по строительству вторых путей на участке от Максима Горького до Котельниково, а также комплексная реконструкция станции имени Максима Горького. Кроме того, одним из важнейших инвестиционных проектов этого года является реконструкция станции Гремячая. 

– Вы сказали, что большая часть инвестиционных средств в этом году пойдёт на приобретение новых локомотивов. А как обстоят дела с финансированием комплексных проектов, о которых вы упомянули выше?

– На эти проекты средства выделены в значительно меньших объёмах, нежели было заявлено при защите на экспертных советах ОАО «РЖД». К примеру, по проекту «Комплексная реконструкция участка М. Горький – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского узла» по нормативу все работы на полигоне Приволжской железной дорги должны были быть завершены уже в 2015 году. Но вероятнее всего, проект будет закончен не раньше 2017 года. 

Что же касается развития станции Гремячая, то тут дела обстоят иначе. Этот проект реализуется за счёт средств федерального бюджета, и деньги на него выделены в этом году в полном объёме. Связано это со строительством на территории Волгоградской области горно-обогатительного комбината по добыче и обогащению калийных солей. Ведь Гремяченское месторождение является уникальным и очень доходным. Хотя пока средства на реализацию этого проекта у нас осваиваются не очень быстрыми темпами. 

– А кто расставляет приоритеты, как определяется, что один инвестиционный проект важнее другого?

– Говорить, что один проект важнее другого, нельзя. Все они так или иначе нужны дороге и компании. Структура инвестиционной программы ОАО «РЖД» включает в себя несколько блоков: транспортная безопасность, экологическая безопасность, пожарная безопасность, программы, направленные на снятие инфраструктурных ограничений, обновление подвижного состава, повышение транспортной доступности для населения и другие. Вся инвестиционная программа разбита на проекты по хозяйствам. Каждое хозяйство заинтересовано в своём развитии и обновлении. Это может быть, к примеру, замена какого-то физически и морально устаревшего оборудования, участвующего в производственном процессе, или строительство новых и реконструкция существующих объектов. Для этого в каждом хозяйстве разрабатываются предложения и готовятся инвестиционные заявки. Сначала ставится целевая задача, выполняется технико-экономическое обоснование, просчитывается, во сколько обойдётся решение этой задачи, рассчитываются параметры предполагаемого проекта, сроки окупаемости, экономический эффект и другие показатели оценки проекта. Только после этого, руководствуясь регламентом взаимодействия участников инвестиционного процесса, происходит формирование и актуализация инвестиционных программ и проектов.

Каждый месяц в управлении Приволжской железной дороги проходят технико-технологические советы под руководством главного инженера дороги Александра Смородина. На этих советах наряду с другими рассматриваются вопросы, связанные с освоением инвестиций. Каждое подразделение, являющееся управляющим проектом, функциональным или техническим заказчиком, а также подрядные и проектные организации отчитываются о выполнении бюджетных показателей по каждому объекту, реализуемому в текущем году. Выясняются причины отставания и намечаются меры для его восполнения в последующем периоде.
 
– Можно ли назвать несколько важных для нашей магистрали проектов, реализация которых может принести ощутимую выгоду всей компании?

– Сказать, какие именно проекты были бы наиболее выгодны с экономической точки зрения для ОАО «РЖД», сейчас трудно. Одно дело, если бы их реализовывали в запланированные сроки, тут и экономический эффект был бы совершенно другим. А если реализация трёхлетнего проекта растягивается на десятилетие, то и его окупаемость будет не такой быстрой. 

Реконструкция участка Трубная – Аксарайская, к примеру, могла бы значительно увеличить пропускную способность нашей дороги и, соответственно, увеличить прибыль компании. Однако из-за недостатка финансирования работы по реконструкции затянулись. Между тем происходят изменения в экономике нашей страны, идёт процесс инфляции, растут цены на материалы, в том числе и на рельсы. На этот проект уже сейчас требуется больше средств, чем было запланировано изначально. Происходит перерасчёт доходной части. В такой ситуации говорить о какой-то конкретной экономической отдаче сложно. Хотя она обязательно будет. Мы рассчитываем на то, что от реализации всех наших планов в итоге получится положительный результат. Одним из последних проектов с хорошим экономическим эффектом можно считать реконструкцию станции Гумрак со строительством третьей путепроводной развязки. В этом году там пока ведутся проектные работы. Реализацию проекта мы запланировали на 2014–2015 годы.  

– Раз уж наша беседа перешла к перспективам, расскажите немного о том, что ждёт нашу дорогу в будущем.

– В ОАО «РЖД» идёт сквозное планирование. Инвестиционная программа рассчитывается минимум на три года. Наряду с этим, также существуют долгосрочные проекты – в соответствии со стратегией развития железнодорожного транспорта до 2015-го и до 2030 года. Сейчас мы работаем по программе, рассчитанной на 2013–2015 годы, а начиная с мая на технико-технологических советах дороги под руководством главного инженера проходила защита инвестиционных проектов на последующий трёхлетний период – 2014–2016 годы.  

Рассмотрение проходило в несколько этапов со всеми причастными дирекциями и службами региона. Необходимо было скоординировать задачи всех подразделений и проанализировать, насколько актуально то, что предлагают наши коллеги. Одно дело, если это локальный проект, предназначенный для решения узкой задачи конкретного хозяйства. Однако наиболее значимым является то, как инвестиционные проекты повлияют на развитие не только регионов Приволжской, но и в целом скажутся на развитии сети дорог. То есть прежде чем защищать отдельный проект, необходимо продумать то, как он будет связан с другими проектами. Иными словами, подход к формированию инвестиционных программ должен быть комплексным, а это, в свою очередь, даст понимание, насколько целесообразно вложение средств, и позволит уменьшить возможные риски.

Мы уже точно знаем, что в следующем году на реализацию инвестиционных проектов будет выделено меньше средств, чем в этом. Изначально мы рассчитывали примерно на 16 миллиардов рублей, но вместо этого получим сумму в районе 12 миллиардов. Всё дело в том, что ОАО «РЖД» принимает антикризисные меры и сокращает финансирование инвестиционных программ – более чем на 30 процентов. Проект инвестиционного бюджета на следующий год уже сформирован с учётом этих сокращений. 

На сегодняшний день известно, что на нашей дороге будут продолжены работы по проектам «Комплексная реконструкция участка М. Горький – Котельниково – Тихорецкая – Крымская с обходом Краснодарского узла», «Комплексная реконструкция участка Трубная – Верхний Баскунчак – Аксарайская», «Реконструкция мостового перехода через реку Дон со строительством нового моста на участке Морозовская – Волгоград». Реализация этих программ позволит снизить инфраструктурные ограничения и увеличить пропускную способность Приволжской железной дороги.
Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31