04 декабря 2021 06:56

04 декабря 2021 06:56

фото: Алексей Шмалей

Инциденты под управлением

На Приволжской эффективно осваивают систему технологической координации

Техника теперь будет выходить из строя реже. В Приволжской дирекции инфраструктуры в этом уверены на все сто. Быть оптимистами железнодорожникам помогают цифры из отчётов: за первое полугодие 2013-го количество отказов технических средств на полигоне Приволжской магистрали сократилось более чем на 20 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На вопрос, кого благодарить за столь хорошие показатели, в дирекции отвечают в один голос: центр управления содержанием инфраструктуры, или, проще говоря, ЦУСИ.
Уверенный старт 
Новая аббревиатура появилась на слуху железнодорожников относительно недавно – в октябре прошлого года. Именно тогда в ходе создания Центральной дирекции инфраструктуры 995 структурных подразделений были объединены в единый комплекс. В него вошли хозяйства пути, автоматики и телемеханики, электроснабжения и электрификации, вагонное хозяйство, подразделения мониторинга, диагностики и механизации. Для обеспечения постоянной готовности к работе технических средств, круглосуточного мониторинга их состояния, оперативного принятия решений при отклонении от нормы потребовалась эффективная система управления. С этой целью в территориальных дирекциях инфраструктуры были созданы новые для ОАО «РЖД» подразделения – центры управления содержанием инфраструктуры. С тех пор, как показывает практика, ЦУСИ сумели зарекомендовать себя с положительной стороны.

– Наш центр позволяет заметно улучшить оперативное управление событиями, эффективнее проводить анализ и прогнозирование, повысить качество услуг, более оптимально распоряжаться ресурсами. Как следствие, повышается привлекательность железнодорожных перевозок, – считает начальник ЦУСИ Приволжской дирекции инфраструктуры Владимир Субботин. – Основная цель создания центра – не только оперативное управление хозяйственным комплексом дирекции инфраструктуры, но и взаимодействие с подразделениями других филиалов в границах дороги.

Для того, чтобы привлекательность железнодорожного транспорта не ослабевала, а количество сбоев и отказов техники уменьшалось, под крылом Владимира Субботина сегодня работают три подразделения ЦУСИ: аналитический сектор, технологический отдел и отдел диспетчерского управления. Перед каждым из них стоят свои непростые задачи, справляться с которыми железнодорожникам приходится в режиме «нон-стоп».

Неожиданный поезд
– В моём отделе 35 человек, которые работают по сменам, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, – рассказывает руководитель отдела диспетчерского управления Алексей Тимофеев. – Можно сказать, мы основной орган управления дирекции инфраструктуры, который ведёт непрерывный мониторинг безопасности движения, организует оперативное устранение и расследование технологических нарушений и отказов технических средств. Другими словами, если на полигоне Приволжской магистрали что-нибудь выйдет из строя, мы сразу же узнаем об этом и примем соответствующие меры для устранения неисправности.

Словно в подтверждение этих слов спустя всего несколько минут на пульт диспетчера службы автоматики и телемеханики поступил «сигнал тревоги»: на станции Саратов-1 компьютеры показали ложную занятость пути. На мониторе это выглядело примерно так: на пустом участке дороги неожиданно появился целый состав! Опытный диспетчер сразу признал в этом «ЧП» обыкновенный отказ техники СЦБ.

– Мои действия заключаются в следующем: я делаю пометку в соответствующем журнале и контролирую устранение неполадки. Все работы на линии осуществляют механики СЦБ или путейцы – в зависимости от характера и причины неисправности, – поясняет сменный диспетчер службы автоматики и телемеханики Ирина Курчугина.

Во время дежурства диспетчер практически не покидает своего поста. Мониторинг безопасности движения должен вестись постоянно, несмотря ни на что. Основная программа, с которой работает Ирина Анатольевна, называется ГИД «Урал». С её помощью в режиме реального времени отслеживается практически всё, что происходит на Приволжской железной дороге. На тот случай, если компьютер даст сбой, в отделе диспетчерского управления предусмотрен так называемый «горячий резерв». И если программу, попросту говоря, «заглючит», автоматически включается резервная машина.

«Окно» для всех
В соседнем кабинете находится другой, не менее важный отдел ЦУСИ – технологический. Здесь под одной крышей собрались представители всех дорожных хозяйств. Все вместе они осуществляют сбор заявок на проведение основных и технологических «окон», уточняют технологию работы и проверяют готовность своих предприятий, а также наличие машин, механизмов и других средств, необходимых для проведения ремонтных работ. После того как все заявки собраны, их обрабатывают и объединяют. Затем составляются телеграммы-приказы для проведения «окон», которые рассылаются по соответствующим предприятиям. 

– До создания ЦУСИ все мы работали децентрализованно, каждый в своей службе, – вспоминает ведущий техник Приволжской дирекции по ремонту пути Станислав Беспалов. – Сейчас же представители всех хозяйств трудятся сообща. Благодаря этому все необходимые согласования перед проведением «окон» происходят в пределах одного кабинета. Сегодня мы можем совмещать «окна» путейцев, электриков и эсцебистов, а раньше об этом и речи не было. В результате получается оптимизация как материальных затрат, так и временных. Как следствие – растут пропускные и провозные способности всей дороги.  

По такому же принципу – не выходя из кабинета, с помощью автоматизированных систем и предоставляемой отчётности – следят в технологическом отделе за выполнением намеченных заданий.

Пошли на снижение
Анализ всех данных технических средств диагностики и мониторинга осуществляется в аналитическом секторе ЦУСИ. Сюда стекается информация о технических отказах со всех служб. Сбор и обработка этих сведений осуществляются при помощи ЕК АСУИ. 

Эта новейшая информационная система представляет собой базу объектов инфраструктуры, в которой есть информация обо всех хозяйствах и о том, как они взаимодействуют друг с другом. В ЕК АСУИ автоматизированы процессы управления инцидентами на инфраструктуре, в неё интегрированы средства диагностики, отчётность и многое другое. Сегодня в этой системе работает более 20 тысяч пользователей. 

Значение ЦУСИ для дороги трудно переоценить. Во многом благодаря слаженной работе всех трёх отделов центра общее количество отказов технических средств всех категорий в дирекции инфраструктуры за первое полугодие 2013 года составило 994 случая. Для сравнения: в аналогичный период прошлого года эта цифра была четырёхзначной – 1251. Наибольшее количество отказов было допущено по службе пути – 594 случая против 766 в 2012-м.

На сегодняшний день центр управления содержанием инфраструктуры сформирован не только по штату, но и технологически. Несмотря на то что он функционирует меньше года, в нём уже наметились некоторые преобразования.

– Иногда в нашей работе случаются непростые ситуации, которые на момент создания центра были просто не предусмотрены, – говорит Алексей Тимофеев. – Из-за этого периодически меняются и дополняются наши должностные инструкции. Помимо этого, сегодня готовится технология взаимодействия дирекции инфраструктуры с дирекциями тяги и управления движением. Поэтому не исключено, что и у нашего центра со временем появятся новые функции.
Алексей Шмалей
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31