03 декабря 2021 16:13

03 декабря 2021 16:13

фото: Анатолий Венецианов

Время беречь природу

Сегодня эта задача из разряда чисто экологических переходит в категорию финансовых

Как известно, 2013 год в нашей стране объявлен Годом охраны окружающей среды. Но для волгоградских экологов он начался задолго до его календарного наступления. Ещё с февраля 2012-го специалисты увеличили проверки экологической безопасности объектов, стартовала подготовка предприятий к лицензированию по отходам. О первых результатах работы в нынешнем году и планах на второе полугодие корреспонденту нашей газеты рассказала инспектор (по Волгоградскому региону) Центра охраны окружающей среды Приволжской железной дороги Маргарита Мараховская.
– Маргарита Николаевна, какие источники загрязнения окружающей среды на железной дороге являются основными?
– По сравнению с другими крупными предприятиями города – химический, металлургический заводы – железная дорога в меньшей степени воздействует на окружающую среду. Однако отходы образуются, как и от любого другого производства. Так, экологически небезопасными являются тепловозы. Они производят выбросы в атмосферу диоксида серы, двуокиси азота, оксида углерода, сажи при сжигании дизельного топлива, оставляют на путях следы масла. Второй важный источник загрязнения из стационарных объектов – локомотивные депо. 

– И как же выражается совокупная вредная нагрузка на атмосферу в цифрах?
– С января по апрель 2013 года железнодорожными предприятиями было выброшено свыше 138 тонн загрязняющих веществ от стационарных источников и 2402 тонны – от передвижных (автотранспорт, подвижной состав, самоходное оборудование, путевая техника). Кстати, за тот же период 2012 года выбросы в атмосферу были гораздо выше и достигали, соответственно, 589,5 и 9290,2 тонны. Производственные отходы в 2013 году составили 2278,4 тонны, из которых 125,7 тонны использовалось на предприятиях в качестве вторичного сырья в технологических нуждах. Например, отработанные масла применяются для смазки стрелок в любом количестве и качестве, карбид кальция – для побелки деревьев, фасадов зданий. Напомню, что за 2012 год и производственные отходы были намного выше – 13220,8 тонны. 

В соответствии с объёмами воздействия на окружающую среду предприятиями производится плата за размещение отходов, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу. Так, за первый квартал 2013 года она составила 623,7 тысячи рублей. В среднем за год поступает около 2 миллионов рублей. Для сравнения: по данным городских информационных порталов, завод «Красный Октябрь» выплатил за вред, нанесённый окружающей среде, 130 миллионов рублей. Наибольший «вклад» в загрязнение атмосферы Волгограда вносят предприятия металлургии (21 процент), топливной промышленности (20 процентов), химии и нефтехимии (15 процентов). 

– А каково воздействие железнодорожного транспорта на почву?
– В основном загрязнение приходится на рельсошпальную решётку, поэтому воздействие на почву – минимальное. Но при различных чрезвычайных ситуациях, например утечке нефтепродуктов, мы берём образцы грунта на обработку. Сейчас перед нами стоит задача – исследовать прилегающую к путям территорию на наличие нефтепродуктов в почве. 

– Какие тенденции в работе по обеспечению экологической безопасности наблюдаются в регионе по сравнению с прошлыми годами? 
– Одна из них – заметное уменьшение объёмов загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу. К примеру, если сравнивать результаты первых кварталов прошлого и текущего годов, то снижение важного показателя составило 19,65 тонны. Это связано с тем, что подход руководителей и работников предприятий к вопросам экологии стал более осознанным, взвешенным. Отчёты выглядят конкретнее, расходы подсчитываются тщательнее, чем несколько лет назад. Выбросы рассчитываются по расходу топлива, замеры приближаются к фактическим показаниям, а не указывают на разрешённые данные. Такое отношение непосредственно влияет на уменьшение платы за негативное воздействие на окружающую среду.

– В чём заключаются основные задачи производственной экологической лаборатории Волгоградского региона Приволжской железной дороги?
– Наша лаборатория осуществляет экологический мониторинг (получение аналитической информации о составе и свойствах загрязнения отраслевыми объектами, сравнение с установленными нормативами и передача этой информации в базу данных для принятия управленческих решений), контроль выбросов в атмосферу, сточной воды, почвенного покрова по необходимости. Исследовательско-контрольная деятельность обеспечивается стационарной лабораторией, передвижной экологической лабораторией (экологическим вагоном-лабораторией и лабораторией на автомобильном ходу), а также пунктами экологического контроля (ПЭК) тепловозов.

– Какие предприятия находятся под особым контролем сотрудников лаборатории?
– Это ремонтные локомотивные депо на станциях имени Максима Горького, Сарепта, Петров Вал. Они производят наибольшие выбросы в атмосферу, на этих предприятиях образуется больше отходов производства и потребления по сравнению с другими структурными организациями железнодорожного транспорта Волгоградского региона. 

– Расскажите, пожалуйста, какие шаги сегодня предпринимаются для улучшения экологической ситуации в регионе.
– Сейчас на стадии согласования находится проект строительства новых очистных сооружений с водооборотом в ремонтном локомотивном депо на станции имени Максима Горького. Отличие этих очистных сооружений от предыдущих заключается в возможности вторичного использования воды, что непосредственно улучшит экологическую обстановку на предприятии, снизит количество стоков, приведёт к уменьшению потребления воды и, в результате, к денежной экономии. 

Реализация проекта планируется на 2014 год. Однако всё зависит от финансирования. Например, в ремонтном локомотивном депо Петров Вал проектные работы и последующая реконструкция очистных сооружений продолжались шесть лет. Требуют внимания и очистные сооружения других предприятий, в частности ремонтного локомотивного депо Сарепта, где они находятся в самом плохом состоянии по региону. 

Кроме того, уже закуплено современное газопылеулавливающее оборудование «Циклон». Сейчас ведутся работы по замене старых самодельных установок на новые на станциях Петров Вал, Арчеда, Сарепта и Волгоград-2. 

– Как в прошлом месяце сотрудники лаборатории отметили свой профессиональный праздник – Всемирный день охраны окружающей среды? 

– 5 июня мы, как и работники 37 структурных подразделений нашего региона, поддержали федеральную акцию «Ноль негативного воздействия». В течение двух часов, с 9 до 11 утра, на всех этих предприятиях железнодорожники приостановили движение маневровых локомотивов, отключили электрооборудование, не участвовали в перевозке автотранспортные средства. В это время шла уборка территорий, высаживались цветы и саженцы. В учебных классах состоялись лекции по экологической безопасности. 

– Как железнодорожники региона трудятся в Год охраны окружающей среды для сохранения природы? Что уже сделано, каковы ближайшие планы?

– Для нас 2012 год стал временем упорного труда. Предприятиям он, безусловно, тоже принёс ощутимую пользу: приведены в порядок не только пакеты документов, но и прилегающие территории, решаются другие вопросы. Проверки – это возможность для руководителей узнать, где и какие ещё имеются недочёты, как их следует исправить. Так, с 17 июня начался ещё один аудит предприятий на соблюдение природоохранного законодательства. 
Любовь Шмакова
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31