07 декабря 2021 18:50

07 декабря 2021 18:50

фото: Денис Селивёров

Защитит гидрофоб

С его помощью обеспечивается высокое сопротивление изоляции

Нельзя представить работу стрелочных приводов, светофоров, рельсовых цепей без такого важного элемента, как кабельные сети СЦБ.
Подземные кабели соединяют все объекты управления с устройствами автоматики на посту электрической централизации, при этом надёжная работа всех этих систем во многом зависит от состояния кабельных сетей. Кабели, проложенные в земле, испытывают постоянное растягивающее воздействие, в результате чего уменьшается надёжность покрытия. Влага, проникающая в кабель через микротрещины, приводит к снижению сопротивления изоляции и со временем – к полному разрушению токопроводящих жил. Всё это может стать причиной нарушения нормальной работы устройств автоматики. 

Радикальный способ устранения таких недостатков – использование влагонепроницаемых кабелей. В настоящее время при изготовлении кабеля на заводе его сердечник заполняется жидким гидрофобом. 

Багаевка в 1999 году стала одной из первых станций Приволжской магистрали, где при обновлении устройств СЦБ были уложены кабели с гидрофобным заполнением типа СБзПу. Туда я и отправилась, чтобы узнать мнение эсцебистов о модернизированных кабелях. 

На кроссовом стативе в ряд закреплены более сотни действующих кабелей, и все они – с гидрофобным заполнением. Внешне такие кабели ничем не отличаются от своих предшественников. И только при более тщательном ознакомлении я почувствовала на ощупь под оболочкой кабельных жил вязкое вещество, по консистенции очень похожее на мёд. 

– Гидрофоб – это, по сути, жидкий полиэтилен, – пояснил старший электромеханик Саратовской дистанции СЦБ Александр Леонтьев. – В случае повреждения оболочки кабеля гидрофобный заполнитель надёжно препятствует проникновению воды из почвы.

Александр чуть больше года возглавляет бригаду СЦБ в Багаевке. После первой личной проверки кабелей он был приятно удивлён их хорошим состоянием. Ведь на станциях Саратов-2 и Князевка, где он работал раньше, не было гидрофобных кабелей, и каждый год большую часть летнего сезона эксплуатационникам приходилось копать траншеи для того, чтобы отремонтировать замокшие кабели. В результате появлялись дополнительные слабые места на артериях устройств СЦБ – соединительные муфты. При всех достоинствах современного кабеля не обошлось и без критики.

– Гидрофоб представляет собой неприятную вазелиновую массу, которую при разделке и монтаже кабеля необходимо длительно и тщательно очищать, а потом ещё и самим очень долго очищаться, – посетовал Леонтьев. 

Я рассказала ему о том, что разработчики кабеля прогнозируют с годами эксплуатации усадку гидрофоба и понижение водоблокирующих способностей заполнителя.

Если учесть, что гидрофоб – жидкая субстанция, то такое вполне возможно, – согласился старший электромеханик. – Но на нашей станции такой проблемы пока нет.

В подтверждение своих слов он показал мне журнал регистрации периодических измерений, где в последние четыре года фиксировались только высокие цифры сопротивления изоляции. Все её резкие понижения были связаны с нарушением герметичности подземных соединительных муфт.

Татьяна Киякина, оператор ЭВМ Саратовской дистанции СЦБ
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31