04 декабря 2021 19:44

04 декабря 2021 19:44

фото: Владимир Кожунков

Новая жизнь дизеля

На дороге проходят испытания системы управления впрыском топлива

Пилотным предприятием по внедрению этой системы стало эксплуатационное локомотивное депо Саратов-Пассажирское. На сегодняшний день опытные испытания проходят на одном тепловозе ЧМЭ3.
Электронная система управления подачей топлива разработана саратовским проектно-производственным предприятием «Дизельавтоматика». По словам специалистов депо, очень удобно сотрудничать с предприятием-разработчиком, которое территориально находится рядом. Любые вопросы, касающиеся применения новой системы, решаются в оперативном порядке.

Электронная система автоматически поддерживает заданную частоту вращения коленвала дизеля тепловоза. Это происходит за счёт изменения длительности и момента подачи топлива в камеру сгорания, управляющий сигнал идёт на электрофорсунки по каждому цилиндру в отдельности. По аналогии с автомобилем это своеобразный инжектор, позволяющий достичь максимальной экономии топлива за счёт оптимизации сгорания. При этом электронная подача топлива не зависит от машиниста, система сама выбирает оптимальный режим. Машинисту достаточно запустить дизель.

– Внедрение новой системы началось в июле прошлого года. После реостатных испытаний и пусконаладочных работ мы приступили к эксплуатационным испытаниям, – рассказывает главный инженер депо Саратов-Пассажирское Алексей Романов.

С сентября прошлого года по май нынешнего локомотив, оснащённый электронной системой, находился в работе 2049,5 часа. Согласно показаниям системы АПК «Борт», позволяющей очень точно рассчитывать расход, экономия составила 3251,1 килограмма дизельного топлива. При этом расчёт экономии производился практически еженедельно. Так, в один из периодов – за 21 день работы локомотива – экономия составила 256 килограммов топлива. По словам специалистов, это довольно-таки ощутимый результат.

В процессе опытной эксплуатации случались и отказы. Всего было выявлено три случая неисправностей в работе системы. В двух случаях выявлены и устранены неисправности топливного насоса и обрыв шпильки, в третьем – неисправность ключей блока управления ослаблением поля. В связи с этим представители ООО «ППП «Дизельавтоматика» восстановили работоспособность системы и доработали плату силового ключа блока управления.

Кроме того, электронный впрыск улучшает экологические показатели тепловоза, сокращает выброс вредных веществ и улучшает тяговые характеристики. При сроке эксплуатации дизеля до капитального ремонта – 12 лет новинка успешно окупится за четыре года.

– Испытания ещё проходят. После их завершения будут взвешены все плюсы и минусы новой системы и решится вопрос дальнейшего оснащения парка тепловозов ЧМЭ3, – подытожил Алексей Романов. – Но я считаю, что данная система необходима, во всяком случае для локомотивов, которые работают на удалённых станциях. То есть электронной системой управления впрыском дизельного топлива должны быть оснащены машины, работающие в основном на холостом ходу.

Стоит также отметить, что внедряется отечественная система, которая в разы дешевле западных образцов. При этом, в отличие от заграничных партнёров, российский разработчик – саратовское предприятие «Дизельавтоматика» – идёт навстречу потребностям ОАО «РЖД» и адаптирует свою продукцию к давно эксплуатируемой на дороге технике.
Юлия Табакаева
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31