06 августа 2021 02:53

06 августа 2021 02:53

фото: Денис Селивёров

Переход на цифру

Электропитающая панель ПРББ оборудуется современными сигнализаторами заземления

В настоящее время работники хозяйства автоматики и телемеханики всё чаще сталкиваются с проблемой ненадёжной работы сигнализаторов заземления серии СЗ.
Такие приборы установлены на электропитающей панели ПРББ в релейном помещении поста электрической централизации. Они в непрерывном режиме контролируют исправность изоляции полюсов питания разных ответственных электрических схем СЦБ: управления стрелками и огнями светофоров, контроля свободности и занятости пути. При понижении сопротивления изоляции схемы меньше установленной нормы относительно «земли» СЗ автоматически включает световую и звуковую сигнализацию. 

Год первого выпуска таких сигнализаторов пришёлся на вторую половину прошлого столетия. В современных условиях уже появились новые электронные и цифровые аналоги, а выпуск приборов СЗ на магнитных усилителях был прекращён более 20 лет назад. Однако, несмотря на стремительное развитие технического прогресса, ещё достаточно много этих приборов остаётся в эксплуатации на станциях Приволжской магистрали. 

– Морально и технически устаревшие сигнализаторы часто выходят из строя, а отсутствие необходимых запасных элементов усложняет процесс их ремонта, – сетует старший электромеханик РТУ Саратовской дистанции СЦБ Дмитрий Подоляко. 

В связи с этим очень часто имеет место и ложная информация о понижении сопротивления изоляции электрических схем. Неисправная изоляция может привести к нарушению нормальной работы устройств автоматики на станции, а также к возникновению «опасных» отказов, угрожающих безопасности движения поездов. Поэтому вопрос надёжности именно контрольных приборов является актуальным.

Эксплуатационники Саратовской дистанции СЦБ нашли метод решения проблемы старых сигнализаторов заземления. В прошлом году под руководством начальника производственного участка Германа Кузьмина начата активная работа по замене проблемных приборов. Первым объектом модернизации питающей панели ПРББ стала станция Трофимовский-1. Здесь вместо СЗ электромеханиками СЦБ были включены индивидуальные электронные сигнализаторы заземления типа СЗ-И, которые на данный момент уже отлично зарекомендовали себя с точки зрения надёжности на сети железных дорог.

Следующим этапом комплексных работ была станция Саратов-1. Здесь в качестве эксперимента эсцебистами было принято решение впервые оборудовать питающую панель ПРББ самыми современными цифровыми сигнализаторами СЗ-И-Ц. 

– На станции Саратов-1 мы столкнулись с определённой сложностью, – рассказал Герман Николаевич. – Если для включения электронных приборов на панели ПРББ мы использовали уже существующие типовые технические решения, то для включения цифровых сигнализаторов типовых схем ещё не разработано. 

Электрическую схему включения цифровых приборов контроля эксплуатационники спроектировали сами, и после необходимых экспертиз она была утверждена к внедрению. Кстати, цифровые приборы СЗ-И-Ц заменили старый сигнализатор и в устройствах горочной централизации на станции Анисовка. 

За год работы в действующих устройствах СЦБ цифровые и электронные сигнализаторы заземления снова подтвердили высокую надёжность и эффективность. В этом году модернизация питающих панелей с целью вывода из эксплуатации старых приборов серии СЗ будет продолжена. С этой целью уже приобретено необходимое количество приборов, идёт работа по внесению изменений в принципиальные схемы. 

– В наших планах – включить цифровые приборы на станции Трофимовский-2, – рассказал начальник участка. – А на станции Зоринский будет внедрён модернизированный многофункциональный сигнализатор заземления СЗМ.
Денис Селивёров, заместитель директора СТЖТ
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31